Мир вокруг холоден и непредсказуем. В нем совершаются преступления и плетутся интриги. Страшно жить в таком мире. Но почему тогда детективы, в которых есть жестокие убийства, тщательно спланированные покушения и ужасающие своим масштабом интриги, так сильно цепляют читателя? Почему людям интересно это читать? Как устроен детектив и как в нем создается этот страх? Эти и другие вопросы
я задала Анастасии Алексеевне Карповой, преподавателю литературы пресс-центра «Поколение».
Какие есть виды детективного хоррора?
Самая привычная модель: читатель не знает как произошло преступление и главная интрига — его раскрытие. Другой вид — вывернутый на изнанку сюжет, когда читатель во всех подробностях знает о преступлении и преступнике. Центр тяжести в таком случае переносится на то, как детективу удастся разгадать это дело. Приведу, наверное, неожиданный пример — это «Преступление и наказание» Достоевского. Там читатель очень хорошо знает, что произошло на самом деле и детективная интрига связана с тем, как именно преступник попадет в руки правосудия.
Почему людям нравится читать детективы?
Детектив можно сравнить с катанием на аттракционах, потому что выброс адреналина в кровь дает очень много разных ощущений, например, возбуждение. А иногда мы переоцениваем то, что происходит в нашей бытовой жизни. Например, после прочтения кровавого детектива, мы закрыли книжку и увидели, что в нашей жизни все не так страшно. Некоторые детективы интересны наоборот из-за приближенности к реальной жизни. Существует даже условная разновидность детективных текстов, сюжеты которых не выдуманы писателем, а прочитаны им в какой-нибудь ежедневной газете: это характерно для детективов 19 века. Яркий пример — цикл романов о Шерлоке Холмсе.
Какие приемы для запугивания читателя используются в детективах?
Читатель оказывается в напряжении в тот момент, когда между знанием читателя и знанием героя есть очевидная разница. Например, когда читатель понимает, что если подростки отправляются в темный лес в начале книги, то вряд ли это благополучно закончится. При этом герои ни о чем не подозревают. Здесь читатель предчувствует больше, чем герой книги. Также страх возникает, когда невозможно установить грань между реальным и нереальным объектом. Так нас пугают призраки и приведения. Следующий важный прием – внезапность: читатель испытывает эмоцию, просто потому что он оказывается не подготовлен к тому или иному развитию сюжета.
Как эти приемы «работают» в детективах?
Попробую сравнить Шерлока Холмса и Агату Кристи. Основное различие между ними — оформление повествования. Речь идёт об области системы персонажей, нежели о построении сюжета. Мне кажется любопытным, что в серии рассказов о Шерлоке Холмсе у нас больше возможностей соотнести себя с героем книги, например, с Доктором Ватсоном. Он, как и читатель, постоянно чего-то не понимает, и когда мы видим что даже герой из воображаемого мира в замешательстве, мы в большей степени вовлекаемся в раскручивание данной нам загадки. На месте Доктора Ватсона читатель может представить себя и «участвовать» в событиях. Детективы Агаты Кристи же больше связаны с психологией героев. В романе «Десять негритят» герои находятся в ограниченном пространстве и каждый из них сталкивается со страхом за собственную жизнь. Конан Дойл использует более понятные, более связанные с криминалистикой приемы: начиная с разных ядов, заканчивая необычными предметами убийства, например, болотная гадюка, а Агата Кристи делает упор на психологическое давление.
Что больше всего пугает в детективах?
Любая детективная модель предполагает, что у нас есть преступник и жертва, которая от него страдает. Главный страх – оказаться на месте этой жертвы. Даже скорее сам страх того, что любой рядовой читатель, который видит себя на месте Доктора Ватсона, а не Шерлока Холмса, оказывается очень уязвимым и глупым существом, которого легко обвести вокруг пальца. Потому что обыденной реальности всегда оказывается недостаточно для того, чтобы понять, что в это время происходит вокруг.
Читая детективы, люди часто уходят от реальности и представляют себя на месте главного героя, где он расследует дело. В жизни люди видят только начало и конец преступления, а в детективах у них есть возможность увидеть само расследование, поучаствовать в нем. После такой тренировки мозга и в жизни становится проще «распутывать» любые головоломки.