На левом берегу Малой Невки, в северной части Аптекарского острова находится Лопухинский сад — деревья, кусты, пруд с утками и здание в углу – дача Василия Федуловича Громова, благотворителя и мецената, состоящая из двух срощенных строений. Первое – аккуратное, с панорамными окнами и плетеными решетками, повторяющимися небольшими полуколоннами, ненавязчивыми лепестками лепнины. Выполненное в архитектурном стиле эклектика, с приемами классицизма в кремовом каркасе и рамами молочного шоколада. Второе – пристроенная желтая сталинская «пятиэтажка». Все двери дачи замурованы, через окна видны бетонные стены, лестницы, камни, а на охранной будке объявление: «Для аренды — звоните». Наверное, чтобы понять, почему Лопухинский сад и дача выглядят сейчас именно так, стоит разобраться в их истории.

Землю у Каменноостровского моста Василий Федулович Громов купил в 1848 году.  Строительство деревянной дачи он доверил архитектору Винтергальтеру, а устройство сада в какой-то мере взял на себя. По своему плану хозяин наполнил парк всем, что любил: цветами, лошадьми и искусством. Для всех них у Громова были каменные оранжереи с застекленными стенами, теплицы, конюшни, фонтаны и беседки. Сад всегда цвел так, будто это вовсе не Петербург, а тропический лес.

После смерти Василия Федуловича,к 1920-ым годам утихла вся красочность сада, ведь владельцы слишком часто и резко сменяли друг друга. Дача побывала в распоряжении клуба совторгслужащих, местом отдыха шоферов-стахановцев, рестораном, после войны – домом пионеров. Для телевизионной станции достопримечательность переоборудовали, пристроив складское помещение в два этажа. Все арендаторы по-своему изменяли дачу, а в 2000-х она приходит к полному запустению.

Я привыкла думать, что если здание – памятник культуры, то оно обязательно станет музеем, но у дачи Громова совершенно другая судьба. Гуляя по саду и слушая аудиогид, который можно найти на воротах, мне стало интересно, почему ее ни разу не реставрировали, переделывали как хотели, не стараясь сохранить культурное наследие. Алексей Дмитриевич Ерофеев — член правления сектора краеведения СПБ ГДТЮ говорит, что на самом деле результат ожидаемый: дача Громова долгое время не считалась памятником. Менялись хозяева, приспосабливали здание под свои нужды. Так, например, происходило, когда дача была домом пионеров. Барочные росписи с ангелочками заменили на изображение пионеров в красных галстуках. Как говорит Алексей Дмитриевич: «О реставрации даже не думали. Дело это не очень простое, потому что дача в большей степени деревянная, а там есть свои сложности. Нужно всё обмерить, сравнить с первоначальными чертежами и сделать аккуратно. Пока не появилось научной реставрации, памятники только портили, просто не зная свойств веществ. Несмотря на то, что в СССР реставрирование появляется в двадцатом столетии и становится лучшим в мире, дачу не восстанавливают. А когда развалился Советский союз, стало совсем не до того».

Решить проблему заброшенного наследия стало возможно только в 2013 году. Тогда городской молодежный центр «Петроградский» и театральный клуб «Синтез» вместе с администрацией Петроградского района начали проводить в Лопухинском саду культурно-благотворительные акции: экскурсии, поэтические вечера. Их целью было показать, что дача еще жива и создать в ней центр искусств. Таким образом ее внесли в список КАГИОП — комитета по государственной охране памятников истории и культуры. После чего она встала в очередь на реставрацию, нацеленную на возвращение первоначального вида, который придал ей Винтергальтер. Сейчас реставрация фасада закончена, работы проводятся внутри и в подвальных помещениях. В дальнейшем здесь разместится Центр искусств, куратором которого назначен художественный руководитель Большого драматического театра имени Товстоногова Андрей Могучий.

На примере этой дачи я поняла, что исторические здания нужно использовать с уважением к их достоинству и исторической ценности. Можно организовывать в них музеи, культурные центры или хотя бы не позволять арендаторам изменять их архитектуру. Но я все-таки думаю, что историческое здание, как рассказчик, повествующий о событиях прошлого, лучше, чем  культурная оболочка формальной организации.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *