Фильм «Повелитель ветра», режиссером которого выступил Игорь Волошин, вышел в широкий прокат 5 октября 2023 года. Слоган кинокартины — «путешествие за пределы возможного», отражает ее главный посыл: границы, в которых мы живем, поддаются корректировке.
Фильм базируется на реальной истории Федора Конюхова — русского первопроходца, чьи рекорды выходят за рамки общепринятого понятия «возможности человека». Шесть кругосветных путешествий, семь высочайших гор, пять полюсов Земли — это лишь некоторые отметки, достигнутые им. Режиссер кинокартины освещает путешествие, к которому Федор Конюхов шел всю свою жизнь — одиннадцатидневный полет на воздушном шаре вокруг Земли.
В фильме помимо единой линии повествования есть отсылки к детству главного героя — воспоминания. Вставки непродолжительных эпизодов выстраивают взаимосвязь между этапами взросления Федора. В кинокартине составлен достаточно шаблонный образ его детства: мальчик, в котором сочетаются трудолюбие и стремление обрести свободу. Подросток, у которого начинает формироваться внутренний стержень, чтобы потом доказать, насколько безграничны возможности человека. Юноша, протестующий против бессилия перед стихией и ищущий ответы на интересующие его вопросы.
Усмирить Федора не получилось ни дома, ни в семинарии. Общаясь с пастором, юный Федя Конюхов (Никита Манец) спрашивает: «Если Бог хочет, чтобы мы смирились, так зачем Бог дал эту жажду?» А ведь это очень актуальный вопрос: загораясь идеей, человек тлеет изнутри, если не может открыто проявить себя. Самореализация необходима, иначе мысли о несбывшихся мечтах будут угнетать человека всю жизнь, заставляя его жалеть о том, что он не решился попробовать. Благодаря главному герою фильма «Повелитель ветра» я увидела, каково это — идти по собственному жизненному пути, перестав сомневаться. Можно быть добропорядочным человеком или истинным верующим, ориентируясь на собственные приоритеты и не следуя всем заповедям «вслепую».
Игорь Волошин так и изобразил Федора Конюхова — одним из тех «безумцев», для которого образ жизни обычного человека слишком приземленный. Он не боится встретиться с собственным страхом один на один, не признает предательства мечты (именно его герою принадлежит фраза «не совершить того, что ты можешь — грех»). У Федора есть периоды, когда кажется, что сдаться — единственный выход, но он продолжает бороться. Каждое падение мотивирует его взлетать еще выше. Если бы он шел на поводу у своих страхов и останавливался из-за духовной слабости, он бы не отправился в кругосветное путешествие. Федор привык ставить цели, руководствуясь своей моральной подготовкой, а не материальными барьерами. Прослеживается посыл: жалость к себе и безнадежность были, есть и будут всегда, но только нам решать, идти у них на поводу или нет. Только наши жизненные установки определяют реакцию на события и способность принимать решения.
Психологическая подготовка к полету состояла из многих компонентов, самый важный из которых — поддержка семьи. Ей отводится первостепенное значение. Каждое новое испытание Конюховы проходят вместе. «Пока мы будем его ждать, он всегда будет возвращаться», — говорит жена путешественника, Ирина Конюхова (Анна Михалкова). Как бы она не тревожилась за любимого человека, она его отпускает. Ирина любит Федора таким, какой он есть, пишет ему письма тогда, когда его нет дома, зная, что ответные весточки прибудут вместе с мужем.
И Федор возвращается — назло сломанным горелкам, непредвиденным погодным условиям, отклонениям от курса движения. Несмотря на то, что большинство открыто осуждает неоправданный риск путешествия, он не предает себя, свою мечту и цель. Никто не знает, что ждет главного героя, но у зрителя есть непоколебимая вера, что он справится. Именно неопределенность и динамика развития событий делают фильм напряженным. Множество выразительных кадров лиц крупным планом сочетаются с теми, где весь экран занят пространством природного пейзажа, а человек используется лишь для наглядности масштаба. Горы Дагестана и Сулакский каньон стали не просто задним планом: на протяжении всего фильма происходило противостояние стихии и человека. Конфликт был не только внешний: одна из главных «ролей» была отведена внутренней борьбе с самим собой на пределе возможностей.
Отражением эмоционального фона стала музыка — без текста, без слов. Ей это было и не нужно: она лишь заканчивала сложную череду манипуляций, расставляя финальные акценты напряжения.
На середине я не выдержала — заплакала. Меня захлестнули переживания за главного героя: хватит ли ему смелости на этот раз? Не слишком ли высоко была поднята планка? Мне было не важно, что я находилась в кинотеатре и вокруг сидели люди. В этом смысле фильм стал личным диалогом между мной и режиссером, мной и Федором Конюховым, мной и бушующим циклоном-убийцей. Мы говорили о вере в себя и собственные идеи, о борьбе со страхом и умении отстоять то, ради чего живешь. Я прочла недвусмысленный посыл: собственные принципы — достаточно надежная опора, чтобы противопоставить их всем жизненным трудностям.