В душном накуренном зале толпятся усталые люди в простой одежде: это рабочие. После долгого трудового дня они пришли сюда, чтобы немного отдохнуть. Люди громко разговаривают друг с другом, веселятся и смеются. Вдруг звенит колокольчик, и поднимается красочный занавес. На сцене появляется небольшой оркестр, а за ним из-за кулис выходит мужчина в чёрном фраке – пианист. «Представление начинается!» — громко говорит он и в зале становится тихо. Что происходит? Примерно так выглядел театр 100 лет назад.

Именно этому периоду посвящена выставка «НЭП: Хлеба и зрелищ», которая проходит с 1 июля по 8 ноября в «Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства». Она посвящена столетию НЭПа — «новой экономической политике», которую Десятый съезд партии большевиков принял в марте 1921, чтобы быстро восстановить народное хозяйство и экономику после Первой мировой и гражданской войн.  Страна стала оживать после войны, голода и разрухи. Было разрешено создание небольших частных предприятий. Начали падать цены. Появился хлеб, люди стали «требовать зрелищ». А представители новой категории людей – нэпманы, предприниматели, делали все возможное, чтобы удовлетворить их. После многих лет неустроенности, потери привычных ориентиров, человека начало привлекать смешное, простое и понятное искусство. В эпоху НЭПа популярность приобретают музыкальные комедии, кабаре, кафе с музыкой и оперетты, множество афиш к которым есть на выставке. Формируется массовая культура. «Проект фокусируется на самых малоизученных страницах истории петроградского-ленинградского театра 1920-30-х годов. В процессе работы над выставкой и каталогом к ней кураторы – научные сотрудники фондов музея – совершили множество открытий, атрибутировали массу документов, фотографий и изобразительного материала.» — сообщает официальный сайт Музея Театрального и Музыкального Искусства. Информацию я также брала из информационного буклета, полученного на выставке.

Как только я зашла в первый зал, мое внимание привлекла большая витрина во всю стену. Там было представлено несколько балетных костюмов и различные музыкальные инструменты, активно использовавшиеся в театрах в эпоху НЭПа: гитара, ложки и гармоника. На стенах повсюду множество иллюстраций к спектаклям, например, к постановке «Мандат» Н. Эрдмана. Автор данной иллюстрации очень комично изобразил мужчину с густыми бровями, в бесформенном пиджаке болотного цвета и полную женщину с очень курносым носом, короткими рыжими волосами, в серо-синей блузке и юбке. В этом зале я также обратила внимание на жестяной чемоданчик, на котором написано: «ХРАНИ каждую свободную копейку на СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ КНИЖКЕ». Оказалось, что это агитационная копилка, которая, скорее всего, была изготовлена на Ленинградском монетном дворе. Копилка представляет собой чемоданчик с откидной ручкой, в котором два отверстия для денег – для монет и для купюр. Агитационной она называется из-за призывов, написанных на ней, хранить деньги в Сберкассе.

После изучения иллюстраций и копилки, я зашла во второй зал. На потолке – видеокадры из различных постановок эпохи НЭПа. Все стены заклеены афишами с иногда смешными названиями, например, «Моржовая девушка» и «И тут и там и то и это». Здесь также представлены эскизы декораций к опереттам. Особенностью этого жанра является сочетание разговорных, музыкальных и хореографических сцен, юмор и счастливый конец. В центре зала – три разноцветные витрины. Там находятся головные уборы к постановкам, макеты декораций и марионетки из театра Е.С. Демени для спектакля «Багаж», которые меня очень заинтересовали. У каждой куклы есть индивидуальная черта, которая делает её смешной и живой. Например, у дамы очень длинный вздернутый нос. Я еще немного задержалась у кукол и пошла дальше.

Третий зал посвящен балету Д. Шостаковича «Болт». Спектакль был посвящен преступлению на производстве.  По сюжету постановки главный герой, Ленька Гульба, подкладывает в конвейер болт, чтобы отомстить товарищу. К сожалению, премьера спектакля так и не состоялась, в стране стали повторяться ситуации, похожие на произошедшее в спектакле. Из-за этого его запретили. В зале представлены эскизы костюмов и декораций к этой постановке. «Эскизы костюмов Татьяны Бруни к «Болту» – яркая галерея «типов НЭПа», коллективный портрет той самой публики, для которой работали ныне забытые и, напротив, глубоко почитаемые деятели искусства, «присутствующие» на выставке» — сообщает официальный сайт.

Выставка как будто отправляла меня всё дальше и дальше в прошлое, оставляя при этом в настоящем. Меня удивило, как современно оформленные залы – яркие цвета и геометричные формы сочетаются со старыми экспонатами, которые уже много чего увидели за 100 лет. Я ходила, слышала веселую музыку, смотрела на афиши, костюмы и с каждым шагом всё дальше уходила назад в 1921.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *