«Ты не понимаешь. Со мной всё хорошо. Мне просто нравится учится», — сказала мне после очередной истерики из-за оценок моя подруга Полина, худая бледная девочка с тёмно-русыми волосами чуть ниже плеч. Мы опять поссорились. Полине не понравилось, что я в очередной раз намекнула ей на то, что у неё синдром отличницы. Помню, как в начале года я встречала её, радостную и воодушевлённую, со школы, а сейчас она смотрит на меня своими большими, немного красноватыми от усталости глазами. Нет, так не выглядит человек, у которого «всё хорошо». Целый год я беспомощно наблюдала за тем, как тонет моя подруга, не понимая, чем ей так нравится эта погоня за «красивыми» цифрами в дневнике.

Раньше Полина успевала заниматься в музыкальной школе, проводить время с друзьями и даже шить одежду. Девочка очень красиво пела и играла на электрогитаре. Она могла поддержать любой диалог. Наверное, потому, что постоянно стремилась узнать что-то новое. Полина всё время рассказывала что-то интересное из биологии или химии. С тринадцати лет она начала серьёзно заниматься этими науками. Моя подруга быстрее меня и наших общих друзей поняла, чем хочет заниматься в будущем и начала действовать: «В какой-то момент я осознала, что мне больше нечего делать в простой школе и решила перейти в более сильную» — рассказала мне Полина. Эта уверенность удивляет меня в ней больше всего до сих пор. Она всегда была целеустремлённой, и может быть даже излишне. Девочка поступила один из лучших лицеев города и была уверена в том, что, как и всегда, станет лидером класса. Но что-то пошло не так. Она не рассчитала свои силы. Решив, что как и всегда будет отличницей, подруга не могла поверить, что за первые контрольные получила двойки и тройки. Ей показалось хорошей идеей учиться круглые сутки, чтобы догнать программу. Девочке пришлось отказаться от своих увлечений. Вместо них она делала уроки по 5-7 часов в день.

Очевидно, что она выбрала не ту стратегию. Полина очень изменилась внешне: похудела, взгляд стал тревожным и как будто замыленным, появившиеся синяки под глазами казались темнее на фоне бледной кожи. Моя подруга устала посвящать учёбе всё своё время не только физически, но и морально: «Я не могла понять, почему, прикладывая огромное количество усилий, я всё равно не получаю отличных оценок» — рассказала мне Полина. За несколько месяцев девочка усвоила огромное количество не пройденных в прошлой школе тем, но она не была довольна собой, ведь пятёрок в дневнике всё ещё не было. «Я не чувствовала ценности проделанной работы, если меня не хвалили учителя» — говорила Полина. Подруга поделилась со мной, что не могла смириться с тем, что она не может быть лучшей во всех сферах. Причём первенство она измеряла не в полученных знаниях, а в оценках. Поэтому Полина продолжала зубрить все предметы, даже если они были ей не интересны.

Добившись отличных оценок, моя подруга осознала, что не чувствует ничего кроме опустошения: «Я окончательно выгорела и почти возненавидела биологию, ради которой и поступала в лицей». Полина захотела избавиться от навязчивой мысли об оценках, но не смогла. Побоялась, что знакомые и учителя подумают, что она сдалась и назовут проигравшей. «Я не хотела потерять ярлык «отличницы»: похвалы от преподавателей и знакомых, повышавшие самооценку» — говорила Полина. Моя подруга вообще перестала понимать, зачем вообще она учится, почему, добившись отличных оценок, она не стала счастливее, и даже наоборот. «А нужно ли мне это всё?..», — думала девочка. Мысль о том, что пора что-то менять стала всё чаще приходить ей в голову.

В этом году Полина опять перешла в новую школу, чтобы «начать всё сначала». И кажется, у неё это действительно получается: она перестала гнаться за оценками и переживать из-за мнения окружающих. Не знаю, что могло так сильно повлиять на её мировоззрение. Но сейчас у неё действительно «всё хорошо».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *