В начальной школе я пробовала лепить из глины. У меня дома до сих пор хранится синяя керамическая чашка. Несмотря на то, что она мне все-таки нравилась, продолжать занятия «керамическим» мастерством я не стала. А зря: изделия из глины – вещь довольно красивая и сейчас популярная. Раз уж сама я гончаром не стала, то решила хотя бы узнать больше о процессе работы и о людях, которые ей занимаются.

Анастасия (инста-профиль – abattwo) работает с керамикой около трех лет. Решив заняться чем-то новым, она попала на работу к знакомым в керамическую мастерскую «Партала». «С творчеством связана вся моя жизнь: раньше я занималась графикой, в дальнейшем увлеклась скульптурой. Поэтому глина оказалась идеальным инструментом для реализации моих идей», — рассказывает она.

Не каждому повезет со знакомыми, которые случайно столкнут его с любимым делом. А если и повезет, то точно не все из них смогут еще и научить этому делу. Доступная информация в избытке есть в интернете: и о гончарном деле в целом, и о глине в отдельности, и даже о разработке специальных покрытий для керамики, которые называются глазурями. Отдельных блогов, каналов и профилей на все эти темы — множество: koza_biryuza, olya_ceramics, Kerumbia постоянно мелькают в моей ленте инстаграма. Так что я волей-неволей узнаю что-то о деле, которым даже не занимаюсь. Одна из популярных гончарных школ – angrypotterschool: ее курс «ART-проект» дает детальное представление о художественной керамике, а изготовлению «чашек и тарелок» опытные керамисты учат индивидуально – вживую или онлайн, как, например, делает Евгений Покидаев. Один из популярных вариантов «теоретического» знакомства с керамикой – «пакет» из семи лекций Геннадия Суркова, в который входит около шестнадцати часов информационного материала.

Поиск всего, что нужно для практики, уже немного сложнее. «Насколько мне известно, не во всех регионах нашей страны есть специализированные магазины с материалами. Но если обладать терминами «керамическая масса», «глазури», то можно найти сайты в интернете. Там же есть и инструменты: раскатчики, гончарные круги, экструдеры – что-то вроде мясорубок, только для глины. Один из хороших магазинов — керамистам.ру. Также нужна специальная печь, чтобы проводить обжиги изделий. Для нее нужно помещение — мастерская, чтобы безопасно проводить обжиги. Если у вас нет своей печки, то можно брать полки в аренду, поискать арендодателей на «Авито». Иногда такую услугу предоставляют мастерские, которые специализируются на обучении керамическому мастерству и мастер-классах. Также можно поискать коворкинг для керамистов – там ты арендуешь рабочее место с возможностью обжигать свои изделия в общей печке. Если снимать свою мастерскую, то по правилам техники безопасности там должна стоять вытяжка, хорошая проводка, выдерживающая напряжение печи, огнеупорные стенки вокруг», — рассказывает Анастасия. В Петербурге мест, где можно попробовать работу с глиной, довольно много. Одно из самых популярных – студия «Бисквит». В ней проводятся тематические разовые мастер-классы (например, по созданию панно из кусочков битой керамики или отминке кружева в фарфоре), длительные курсы по обучению с нуля и групповые занятия.

Выбор материалов в керамике — целая отдельная наука. Они делятся на два «раздела»: масса, из которой слеплено изделие, и покрытие для него – глазурь. Керамические массы различаются температурой обжига, цветом, водопоглощением и содержанием шамота (крошки, полученной из уже обожженной глины). От всех этих характеристик зависят особенности применения массы – например, фарфор требует быстрой работы и легко шлифуется при образовании трещин, а испанская масса PF очень пластична и потому позволяет дорабатывать изделие даже на последних этапах. «Глазурь — очень сложное покрытие. Но волшебное! Оно используется для обожженной глины. Бывает матовой, глянцевой, с разными эффектами и всяческих цветов. В некоторых сочетаниях глины и глазури может быть конфликт. Глазурь может не так лечь на изделие, треснуть, изменить цвет, сгореть из-за высокой температуры или наоборот недожечься», — рассказывает Анастасия.

«Совместимость» своей глины и глазури (а также их «рабочие возможности») проверить наверняка можно только на практике. Но, по словам Анастасии, быстро этот процесс точно не пройдет: «Времени даже на самое маленькое изделие уходит много. Самый минимум – 10-14 дней. Начинается все с кусочка глины, которому ты придаешь форму. Далее – сушишь его в течение 3-7 дней: зависит от толщины, размера и влажности глины. Затем шлифуешь и обжигаешь в печке. На первый утельный обжиг (без глазури) уходят сутки, поскольку печка нагревается в определенном темпе, а потом остывает. Следующий этап – нанесение глазури. И снова обжиг – он называется политой и длится тоже сутки. Возможен и третий обжиг, если изделие нуждается в доработках. Или если, например, задумано покрытие золотом».

Пара недель на создание одного небольшого изделия уйдет еще в том случае, если повезет. Если не задержится доставка материалов, у чашки не треснет ручка при обжиге, а глазурь не превратится из синей в зеленоватую. Такие технические нюансы иногда становятся чуть ли не сложнее самого творческого процесса. И они же делают, казалось бы, незамысловатые чашки и тарелки целым искусством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *