Урок сольфеджио. Нас выпустили на перемену перед тем, как петь мелодии из учебника. Это было домашнее задание, и я его сделала. Вот в коридоре уже раздаются голоса нескольких учеников, которые начали повторять. Я радостно сажусь рядом с моей соседкой по парте и начинаю тренироваться. Мне нравится петь и кажется, что довольно хорошо получается. Плавно меняя положение руки, имитируя движения дирижера, я перехожу к следующему номеру. Проговариваю про себя счет, делаю глубокий вдох, и тут меня прерывает недовольная соседка: «Мне кажется, ты плохо поешь, а в ноты совсем не попадаешь. Ты вообще дома занималась? Лучше послушай меня». Она начинает что-то петь, но я уже не слышу. Моя рука быстро опустилась, а петь больше не хотелось. Стало стыдно, страшно и неловко. Тут приходит учительница, зовет всех в класс и начинает спрашивать домашнее задание. Через несколько минут очередь дошла до меня. Я смотрю на преподавателя и молчу, а глаза начинают слезиться. «Я так хочу спеть, но мне снова скажут, что я делаю это плохо», – думаю в это время я. Не добившись никакого ответа, учительница недовольно перешла к следующему ученику. После этого урока каждое пение на занятии не доставляло удовольствие, а превратилось в страшный сон. Так я стала больше думать о том, что обо мне могут сказать, а не о своих желаниях, которыми хотелось поделиться. Всегда побеждал страх. Так подростки, желая одобрения, подстраиваются под общественное мнение и теряют свою индивидуальность.

С самого детства подростку нужен пример для подражания. Иногда, подстраиваясь под чье-то мнение, он находит себя, учится лучшим качествам и навыкам. Многие берут такой пример со своих родственников. Так, в детстве я восхищалась бабушкой. Она всегда, даже когда я сломала очень дорогой телефон или когда не выполнила ее важную просьбу, сохраняла спокойствие, а не проявляла агрессию или ругалась. Мне хотелось быть такой же справедливой и терпеливой. И сейчас я до сих пор стараюсь брать с нее пример, думать, как она бы поступила стрессовых ситуациях, с которыми сталкиваюсь я. Так подражание чьему-то поведению и принципам жизни может помочь подросткам в будущем.

Но, с другой стороны, если следовать только чужому мнению, то можно потерять себя. Сначала человек выполняет требования общества, оставляя свои желания. Затем он путается в том, что ему следует делать, и полностью теряет свою индивидуальность. В итоге он становится куклой, которой управляет общество. Так, моя одноклассница с первого класса не говорила о своих страхах и желаниях. Только в разговорах со мной она могла сказать, что ей не нравится чье-то поведение. Но на людях девочка не могла возразить и делала так, как ее просят. И до сих пор я вижу, как другие пользуются ее добротой и невозможностью отказать. А мне в детстве всегда хотелось, чтобы во мне не разочаровывались и не злились на мои мелкие оплошности. Поэтому я стала больше слушать мнение других и делать так, как хотят они.

Вообще, многие дети стремятся угодить именно старшим родственникам, чтобы те не злились. Например, одну мою подругу родители, не спросив ее, записали в музыкальную школу. Когда она подросла и сказала, что ей не нравится заниматься этим, родители начали ругаться. Часто она слышала в свою сторону подобные слова: «Эгоистка, ты не ценишь то, что мы для тебя делаем и не понимаешь, что тебе это пригодится в жизни». В таких ситуациях человек   расстраивается и делает так, как решили родители, чтобы снова не слышать неприятных слов. Он продолжает ходить на занятия, которые вызывают только отвращение и нежелание что-либо делать. Впоследствии, человек продолжает чуть ли не все делать так, как хочет общество, из-за страха подвести кого-то и услышать плохие слова в свою сторону. Так и было в случае с моей подругой, которая каждый раз делала то, что хотят родители, чтобы они ее не унижали.

С каждым годом страх осуждения вырастает и начинают появляться комплексы, такие как неуверенность в себе, закомплексованность. Они тоже мешают преодолеть себя и начать говорить о своих желаниях. Например, раньше я не могла настоять на своих интересах и правах из-за боязни критики. Один раз на уроке я ответила неправильно, сказала глупость. Класс посмеялся, а мне за это было стыдно еще долгое время. После этого было страшно поднять руку и ответить на уроке, даже если я знала правильный ответ. «Однажды или несколько раз высмеянный человек, получив неприязнь или психологическую рану, впоследствии, вместо того, чтобы заниматься самовыражением, может говорить себе: ”Я не могу, мне страшно, у меня вызывает это негативные эмоции“», – говорит психолог Галина Юрьевна Тетерина.

Подстраивание под чужое мнение – это распространенная среди подростков проблема. Чтобы побороть ее, нужно попытаться принять себя как личность. Для этого нужно не стесняться ходить к психологам или значимым взрослым, которые могут с тобой поговорить. «Нужно находить людей, которым ты можешь рассказать, что тебя волнует. Можно слушать психологические подкасты, читать книги, пробовать различные тренинги, чтобы лучше узнавать себя», – говорит Галина Юрьевна. Нельзя встать утром и сказать: «Все, теперь я буду самовыражаться». Этот процесс занимает много времени. Я смогла побороть страх благодаря своей сестре. Только вместе с ней я первый раз смогла громко кричать песни в людных местах или заговорить с незнакомым человеком на разные темы. Я перестала стесняться своей одежды, которая, как мне казалось, никому не нравилась. Чтобы окончательно лишиться этого страха, мне потребовалось больше двух месяцев, но теперь я не могу понять, почему мне было страшно пошутить или просто что-то сказать в компании. Я рада, что сейчас могу не сдерживать эмоции, показывая окружающим лишь маску.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *