Какую профессию стоит выбрать, если ты ненавидишь всех детей без исключения? Конечно же, работу учителя! Раздраженный, уставший и полный ненависти педагог копил обиду до самой пенсии и как только вырвался из стен школы, начал свой план мщения. Каждый обидчик занесен в специальную тетрадь, подготовка к урокам и проверка заданий больше не занимает все свободное время, пора сводить счеты!

9 ноября на площадке Скороход состоялась премьера моноспектакля «Тетрадь мщения» «Театрального проекта 27», постановки которого ориентированы на подростковую аудиторию. В своем новом спектакле режиссер Юлия Каландаришвили решила поговорить о травле с довольно неожиданной стороны – на этот раз жертвой стал педагог, роль которого исполнил Игорь Головин.

«Тетрадь мщения» – история взрослого человека, которому, как и любому ребенку, нужно вырасти. Щуплый и беззащитный, а позднее – неуклюжий и полный мальчишка никогда не мог найти силы постоять за себя, из-за чего ему приходилось терпеть нападки своих сверстников. Смерть отца в раннем возрасте, мать, которая видела решение проблем сына в его изоляции от других – все это привело к тому, что мужчина застрял в детских обидах, стал неуверенным и замкнутым. Повзрослев и начав работать с детьми, он продолжил подвергаться травле с их стороны. Учитель не мог дать волю гневу на работе, поэтому, стиснув зубы, продолжал терпеть и записывал имена своих «врагов» в специальную тетрадь мщения, чтобы в «светлом будущем» отомстить ученикам за свое «темное (из-за них, естественно) прошлое». Все это зритель узнает из вступительного экспрессивного монолога героя, за которым следует не менее экспрессивный рассказ о долгожданном пути самого мщения. Немного забегая вперед: закончится все совсем не так, как предполагал главный герой.

Болезненные воспоминания сопровождаются звуками шума в голове, учитель нервно трясет ногой, часто запинается, возвращается к началу своих фраз. Он чувствует и ведет себя спокойно, лишь когда вспоминает о своей маме: в такие моменты герой закрывается белыми крыльями, прикрепленными к спинке его учительского кресла. Создается ощущение, что ни мужчина, ни его мать не хотят предаваться изменениям: одному удобно чувствовать себя жертвой и вечно прятаться «под крылом» матери, в то время как та не готова отпустить сына во взрослую жизнь, окружая его ненужной и не совсем адекватной опекой. Они живут в одной квартире, проводят вместе практически все свое свободное время и испытывают сильную привязанность друг к другу. Самым абсурдным и нелепым оказывается то, что мама инициативно поддерживает сына с его достаточно жестоким планом мщения. Мальчик, обиженный в детстве, продолжает быть обиженным мальчиком и во взрослом возрасте. Чтобы сойти с «пути мщения», герою приходится дойти до четвертого «пункта» своего «мстительного» плана и услышать долгожданные слова извинения от одного из своих обидчиков.

Очень ценным в этой истории является то, что Юлия Каландаришвили рассказывает о чувствах учителя, а не о том, что он должен делать, из-за чего зритель понимает мотивацию действий персонажа и видит не только профессию, но и живого человека. Живого и «маленького человека», который, методом проб и ошибок, наконец-то подготовил себя ко взрослой жизни и вступил в нее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *