Часы на потолке показывают час ночи. Влажная от слез подушка колет лицо. Я уже несколько часов лежу и думаю о проблемах прошедшего дня. В такие моменты успокоить меня может лишь мое воображение. Я закрываю глаза и начинаю представлять свою альтернативную жизнь, где я попадаю в другую школу, нахожу любимого человека, встречаю людей, с которыми уже не могу увидеться в реальности. А с утра задумываюсь: почему в моих мыслях и снах мелькали те или иные образы, и как мой мозг понял, какие именно фантазии успокоят меня?

Прежде всего я узнала, что воображение – это способность человека к созданию в своей голове образов, которые в нашем пережитом опыте в целостном виде раньше не воспринимались или же вообще не могут быть переданы посредством органов чувств. «Восходит этот явление к способности животных предугадывать события. Например, тигру, чтобы совершить прыжок, нужно предугадать траекторию движения антилопы. В процессе эволюции способность человека представлять образы развилась до гораздо более сложных форм, необходимых в научном, техническом и художественном творчестве. И сейчас воображение – одно из свойств психики, отличающее человека от животных», говорит мне психолог Алексей Макаревич.

Оказывается, мое воображение развивалось и в детстве, когда я строила на берегу озера замок из песка, и в начальной школе, когда мы с одноклассниками рисовали дом мечты, и сейчас, когда я придумываю, что же подарить на день рождения подруге. Но не каждый человек способен моментально представить в голове ту или иную картинку на поставленную задачу: «Воображение работает тем лучше, чем богаче предыдущие впечатления человека: прочитанные сказки и книги, решенные задачи, сыгранные игры, прогулки и путешествия. Все перечисленное помогает нам усваивать новые впечатления, который наш мозг помогает складывать новыми способами для построения уникальных образов», утверждает Алексей. Однако существует относительно небольшая группа людей, у которых идея о том, что кто-то может самостоятельно вызывать зрительные образы в голове, может вызвать крайнее удивление. У них нарушена способность формировать картинки в своем сознании: такое состояние называют «афантазией». В противоположность этому, чрезмерный наплыв визуальных образов бывает, например, при тревожных расстройствах, депрессии, шизофрении и болезни Паркинсона. «Активное воображение является важным компонентом различных психологических методик, а его влияние на сознание неоднозначно: в одних ситуациях оно может быть полезно, в других – неблагоприятно, а в некоторых и вовсе быть ненужным», написано в статье американского невролога Джоэля Пирсона. Мне на ум сразу же приходит глупая задачка, заданная нам учительницей обществознания. Она попросила нас нарисовать «чудо-юдо, не слышанное и невиданное». Меня это поставило в тупик, и я оставила лист чистым, ведь в голове не укладывалось: как я могу нарисовать то, чего не видела и о чем не слышала?

 

Наверное, этот рисунок должен был проявить в нас нашу фантазию. Ведь именно это – разновидность воображения, которая не имеет связи с действительностью. Она не решает задач, а служит построению желаемых или привлекательных для нас образов. Не имея возможности путешествовать, человек может отправиться в путешествие по вымышленным мирам. Иногда такие фантазии могут быть очень яркими и интересными. Так рождаются замыслы художников, писателей, композиторов. Но и при создании детских рисунков задействуется большой ее резерв. В моем письменном столе хранится коллекция рисунков брата, на которых он рисует вымышленных животных, свои сказочные миры и людей с головами животных. Он не мог видеть таких картинок, однако занес их в свой альбом. «Фантазия становится основой для творчества. Она, вместе с воображением, служит развитию личности человека, помогает воплощать задуманное и развивают необходимые для жизни способности представлять и мыслить», говорит Алексей.

Когда мы прочитали достаточно книг, посетили много новых мест и решили сотню логических задачек, мы можем свободно пользоваться нашим воображением. Оно поможет нам решать сложные жизненные задачи, планировать, представлять будущие траектории. Им мы пользуемся и при профориентации, и в составлении планов на каникулы. Воображение также помогает нам управлять собой, например, тревожась, мы можем представить, что проблема уже разрешилась, и эмоциональный накал снижается. Иногда попутно находится и настоящее решение проблемы, рожденное с помощью воображения. Однако важно отличать воображаемые миры от реальности, ведь мы можем увлечься и перестать жить в настоящем.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *