Просматривая новостную ленту, мы часто натыкаемся на анонсы различных инсталляций и перформансов. Их относят к отдельной форме современного искусства, которая часто бывает непонятна обычному зрителю, потому заставляет нас задуматься: а для чего же она существует? Что несут в себе перформансы и инсталляции? Мы собрались с Ксюшей Митрушиной, Полиной Гладких, Машей Козловой, Костей Костиным, Ульяной Макаревич и Настей Прудкиной из 9 отряда, чтобы обсудить эту тему за круглым столом.
Разговор мы начали с вопроса о том, что для наших гостей значит термин «искусство». Первой
вызвалась ответить Настя: «Я могу назвать искусством произведение, если, смотря на него, я чувствую какой-то отклик в душе». Полина не согласилась: «По-моему, современное искусство построено на том, что автор выражает свои ощущения и эмоции, которые мы не можем описать словами. В этом искусстве зритель понимает все по-своему, опираясь на свои ассоциации». Обдумав ее слова, мы согласились. Чаще всего нам не удается понять идею автора, потому что, увидев что-то неоднозначное, мы начинаем вкладывать собственный смысл. Мы решили рассмотреть конкретные примеры инсталляций и перформансов.
На первой фотографии мы увидели просторный зал, посередине которого в шахматном порядке расставлены пять постаментов. На них закреплены полиэтиленовые пакеты разных цветов. Название: «Пакеты», а дальше, как говорится, на ваше усмотрение — ни автора, ни года создания, ни истории. Особенность инсталляции в том, что она затрагивает множество проблем, и каждый человек может увидеть свою. Ульяна высказалась так: «Я считаю, что тут все предельно понятно, потому что сейчас все вокруг твердят о том, что пластик используют слишком часто. Он не перерабатывается, из-за чего мы имеем множество экологических проблем». Сразу же начался спор: каждый хотел поделиться своими догадками. Ксюша предположила, что здесь показана иная проблема, которая заложена глубже: «Я думаю, что автор поднимает тему загрязнения Мирового океана, потому что именно в таком положении пакеты тонут, когда в них набирается вода». Костя не хотел соглашаться и сказал: «Мне кажется, что эти пакеты расположены так, как будто на их месте изначально должны были быть какие-нибудь статуи — то, что в привычном понимании является для нас искусством. Мы так долго обсуждаем пакеты, и все же находим в них смысл». По итогу, каждый из нас интерпретировал эту, казалось бы, простую инсталляцию по-своему. Это наводит на мысль о том, что один из главных ее посылов – неограниченные темы для размышления.
У зрителей, когда они смотрят на произведения искусства, часто появляется желание получения ярких эмоций. Как правило, перформанс идеально подходит под эту роль: есть динамика, движение, а идея показана через людей. Марина Абрамович в 2005 году провела перфоманс «Губы Томаса». Она съела килограмм меда, выпила литр вина, разбила бокал, вырезала на своем животе пятиконечную звезду и легла на ледяной крест. Это был ритуал искупления коммунистического прошлого ее семьи. Мы долго говорили о том, что человек не обязан отвечать за грехи предков, тем более делать это на всеобщее обозрение. Настя затронула тему привлечения внимания: «Я считаю, что это не искусство. Когда я только увидела эту работу, то сразу подумала о демонстративном самоповреждении молодых людей. Кажется, что автор не справляется со своими проблемами, потому и разрезает себя напоказ публике». Полина совершенно не согласна с данной позицией: «Мне кажется, не стоит забывать, что часто искусство – это жизнь человека. Каждый жертвует собой ради результата, который его удовлетворит. Если это не было бы сделано на публику — исчез бы смысл перформанса».
Главную роль играет то, что Абрамович использует образы, выставляя свое тело как холст. «Мне кажется, что личность человека тут важна. Одно дело — проблемы в жизни школьницы, которая таким образом выплескивает эмоции, другое — взрослый человек, который идет на это осознанно и вкладывает что-то свое», — выразила свою точку зрения Маша. Большинство решило, что данный перформанс можно отнести к шоу больше, чем к искусству, но не у всех была такая точка зрения. «Я думаю, что это — все-таки искусство, потому что шоу — это когда под эмоциями от яркого действа нет ничего скрытого, нет самой сути, в отличие от работы Марины Абрамович», — подытожила Маша.
После круглого стола мы остались в смешанных чувствах, ведь поняли, что современное искусство с помощью образов и знаков привлекает к общественным проблемам или заставляет почувствовать эмоции. Оно предлагает зрителю поучаствовать в процессе реализации идеи, закончить работу за автора, чтобы мы считали себя более значимой деталью.