Захожу в свою школу, снимаю куртку и бегу на четвертый этаж. Смотрю на доску объявлений. «Призер олимпиады по обществознанию — Алексеева». «Победитель школьного тура по русскому языку – Алексеева». «Участница километрового забега — Алексеева».  Фотографирую эти записи и отправляю маме.  Вместо привычного для детей одобрения, получаю лишь «А почему не победительница в забеге?». Сажусь на скамейку и начинаю думать, что снова не оправдала надежды родителей.  В этот момент ко мне подходит моя одноклассница, начинает хвалить за достижения, дает конфету и уходит в класс. Только после этого мне становится чуть легче, меня поощрили за все то, что я сделала. Так, через какое-то время, появляется зависимость от одобрения, которая с течением времени лишь усугубляется.

Проблема заключена в том, что человек старается и выполняет свою работу ради положительной оценки от других, но не для собственного удовлетворения. Многие не считают это чем-то ужасным, видя лишь стремление человека к достижению хороших результатов.

Не все люди хотят достигнуть успеха ради одобрения. Перфекционистам важен результат, и ради него они готовы работать на износ, это дает свои плоды. В десятом классе моему знакомому предложили сделать групповой проект. За неделю до сдачи ребята начали лениться и предложили сдать лишь часть работы. Тогда мой друг сам нашел все данные, сделал презентацию и подготовил текст. Он хотел, чтобы ему было не стыдно за итог, поэтому упорно старался. В итоге его доклад стал лучшим среди всей параллели. Благодаря тому, что человек преодолел себя и долго трудился, он смог достигнуть идеала. Его основной целью было хорошо выполнить работу, а не получить поощрение за это от других. В некоторых же ситуациях люди гонятся за отличными результатами не из-за собственного желания, а ради получения похвалы. Например, моя подруга с начальной школы хорошо училась, за что ее поощряли и родители, и педагоги. Через время она стала старостой класса, на нее всегда можно было положиться. Ее постоянно хвалили и через время это стало зависимостью. У нее начал развиваться синдром отличника или, иначе, убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, а несовершенный результат не имеет права на существование.  В отличие от моего друга, на первом плане для нее была положительная реакция других на ее успехи, а уже потом идеальный результат.

Тут и берет начало проблема нелюбви к себе и обесценивание собственного успеха. Человек не замечает, что достиг хорошего уровня в своей деятельности, ему этого не хватает, и он хочет больше. Олимпиады, соревнования, работа, отношения — везде нужно быть лучшим. В этот момент начинает развиваться зависимость от одобрения. Ребенок начинает жить по советам старших, не замечая манипуляций с их стороны. В итоге тот, кто постоянно перерабатывает только ради слов «ты молодец», даже не может сказать, чего ему хочется на самом деле.

О корнях синдрома отличника я поговорила с психологом Анной Андреевой: «Есть семьи, в которых в голову ребенка буквально вбивают понятие: «Мы тебя любим если…». После этого формируется установка, что меня будут любить лишь когда я заслужу это любовь. Поэтому ребенок начинает выполнять все прихоти старших». Проблемы берут начало из детства. Родители уделяют тебе внимание лишь тогда, когда ты являешься лучшим среди других. В восемь лет я занималась в театральной студии, пела в хоре, участвовала во всех школьных мероприятиях и получала лишь хорошие оценки. Когда получала главные роли — меня хвалили, была в массовке — игнорировали. Из-за того, что я большую часть времени уделяла достижению успеха, теряла удовольствие от процесса. Когда не достигала идеала — утрачивала веру в себя. Впоследствии начала считать, что не достойна любви, если не идеальна, поэтому даже сама перестала себя любить.

Усугубляется все тем, что многие люди даже не воспринимают эту зависимость от одобрения серьезно. На самом же деле это большая проблема, с которой многие люди живут всю жизнь. Ты не в состоянии принимать решения самостоятельно и в принципе существовать без наставлений советчиков. Мне кажется, что нужно чаще говорить и писать о том, что зацикленность на идеальном результате — это проблема, которую стоит начать решать со специалистом. Нужно работать над тем, что главный человек в собственной жизни это ты сам. Любовь к себе является основным и самым важным инструментом, без которого невозможно осознать свою ценность.

3 Replies to “Жизнь на пятерку”

  1. Философ нарисовался? Да каждый человек делает для поощерения, только одни лишь для поощерения, а другие еще для самого себя

  2. Посмеюсь в лицо тому, кто считает пятерки смыслом жизни! Если обыкновенные школьницы рыдают, получив вместо пятерки четверку, я благодарю свои знания.

  3. Да ты реально считаешь что люди начнут тебя жалеть? Вы думаете о себе. Но еще есть время все исправить. Идем, я расскажу, как надо действовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *