На XIV Петербургском международном образовательном форуме помимо круглых столов и лекций проходили обучающие мастер-классы. Их проводили победители и лауреаты Конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга в номинации «Сердце отдаю детям», Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», Всероссийского конкурса «Педагогический дебют».
Первый мастер-класс начинается неожиданно для меня. В небольшом помещении взрослые люди выполняют одно из упражнений: подняв руки вверх, делают плавные движения пальцами, похожие на волны. Из «волн» руки превращаются в летящую птицу, а потом становятся горящим костром. Участники повторяют эти движения и с интересом смотрят на девушку в серой кофте с кружевным воротником и жемчужными сережками. Это Мария Сергеевна Белова – педагог в Театре кукол Аничкова дворца. Также она обучает театральному мастерству младших школьников. В аудитории собрались только взрослые и слушали с любопытством. Мастер-класс начался с того, что Мария Сергеевна показала основные движения в театральном искусстве. Кроме «волн» девушка изобразила «веер» – движения ее пальцев стали более резкими, и получилась порхающая бабочка. После «обучения» началась практика. В центре помещения появилась черная ткань-шторка с отверстиями для рук. Вышли три добровольца, просунули руки в отверстия и жестами показывали эмоции, которые называла Мария Сергеевна: тревожность, радость, тоска. Руки то весело двигались, то опускались, будто оживали и действительно передавали настроение. Во второй раз добровольцем вызвалась я. Вместе с двумя женщинами мы создали мифическое существо – мои руки изображали крылья, другие – голову, третьи – ноги и туловище. Наш «монстр» разговаривал, передвигался и летал. Я, как и все в зале, радовалась, когда с помощью рук получалось создать искусство и представила, какой восторг испытывают дети, которые могут без каких-либо декораций создать актеров своего театра.
После «разминки» начался второй мастер-класс в этой аудитории. Его проводила улыбчивая женщина в деловом костюме – Мария Федоровна Ежелева – руководитель отдела информационной политики и связей с общественностью Городского Дворца творчества юных и педагог стилистики в пресс-центре «Поколение». Женщина произнесла тему своего выступления – «Метод информационных интеграций с включением игровых элементов» и, увидев непонимание на лицах слушателей, пояснила, что это способ подачи материала с включением информации из разных областей. Я училась на курсе стилистики у Марии Федоровны, поэтому сразу вспомнила, как педагог часто применяла этот метод на занятиях. Например, она давала нам отрывки из разных газетных материалов, где мы должны были найти речевые особенности, но одновременно с этим анализировали темы текстов, узнавали различную информацию. Так и происходит интеграция –журналистика может переплетаться с историей или искусством, как и любая другая специальность. Подобный пример Мария Федоровна показала и на мастер-классе. На экране высветилась карта с отмеченными столицами Европы. Педагог попросила слушателей назвать фразеологизм, связанный с городом Москва. Люди в аудитории почти одновременно сказали: «Москва слезам не верит!». Мария Федоровна улыбнулась и начала рассказывать о режиссере, актерах фильма, а слушатели стали вспоминать другие известные фразы и смеяться. Также она рассказывала про Рим, Париж и Мадрид. Под конец педагог объяснила, что таким образом учащиеся могут приобретать новые навыки и знания в разных сферах. Мария Федоровна спросила у слушателей, хотели ли бы они внедрить такую практику в свою специальность, на что большинство ответили положительно и рассказали, как могли бы это адаптировать в своей работе. Я же вспоминала о занятиях стилистикой в Аничковом дворце и думала, как интересно и весело они проходили и как хотелось бы видеть подобный подход в школе.
…………………………………………………………………………………………………………………………….
Первый мастер-класс, на котором я побывала, проводил Константин Олегович Чимирев – тренер-преподаватель по шашкам в СШОР №2 ГБНОУ СПБГДТЮ. Он рассказал об индуктивном мышлении, которое развивают его ученики: то есть от частной ситуации и неких элементов позиций на шашечной доске нужно сделать вывод и понять, какой план осуществить. Для того чтобы тренировать такое мышление и применяют различные приемы и технологии. Один из них – головоломка Кроссенс. Мне сразу вспомнилась созвучная с ней игра – кроссворд. Принцип у них немного схожий: нужно угадать слово или фразу. Только если в кроссворде оно зашифровано определением, то в кроссенсе, ответ найти помогают картинки. Особенность в том, что в головоломке нет четкого ответа, каждый может найти свой смысл. А в педагогике этот метод может помочь учителю узнать о складе ума ученика, как он рассуждает или насколько у него широкий кругозор. Например, в шашках с помощью головоломки ученик может найти свой собственный путь к победе, обнаружить свои сильные и слабые стороны. После примеров, которые привел Константин Олегович, каждой из двух команд было предложено самим составить кроссенс по самой привычной форме «основа». Педагоги подставляли картинки в ячейки так, чтобы соперники могли угадать выбранное слово. У одних это был темп вальса, а у других – гербарий. Такая простая и интересная игра показала, что возможностей у кроссенса очень много: он помогает вводить новый материал, обобщать и закреплять его или проводить рефлексии занятий. Материал в такой подаче мне понравился и показался интересным, ведь даже в таком непонятном спорте как шашки, с помощью кроссенса: картинок с пиратом, актером Александром Петровым и игральными костями я узнала о спортивном приеме – треугольнике Петрова.
Второй мастер-класс на тему интеграции направленностей в развитии интереса к естественным наукам у младших школьников проводила Евгения Валерьевна Новикова. Я всегда закрывала глаза на такие школьные предметы как физика, биология или химия. В первую очередь, из-за сложных понятий и законов, которые путаются в голове. Мне казалось, что очень сложно сделать так, чтобы маленькие дети смогли легко понимать эти предметы. Но на встрече Евгения Валерьевна предложила пять новых форм обучения естественнонаучной направленности: физ-квиз, научный комикс, science drama, околонаучная сказка и деловая игра. «Разогрев» участников начался с квиза. Здесь ведущий включал какую-то песню, нужно было догадаться, какой закон в ней кроется. Например, в детской песенке «Облака – белогривые лошадки» далеко не детский смысл: описание процесса конденсации водяного пара. Самым интересным вариантом для меня был science drama: спектакль, основа которого – какой-то физический закон. Например, перед зрителями участники разыграли сценку с протонами и нейтронами, которые не ладят и вылетают из своего «дома». В этом примере со скучным для меня предметом соединяется еще и актерское мастерство, которое меня всегда привлекало. И вместо горы терминов получилось сделать смешной спектакль. Меня зацепила также околонаучная сказка. Этот фольклорный жанр всегда меня увлекал, и поэтому история про колобка, который, чтобы избежать лисы, притворился радиоактивным, мне запомнилась легче, чем формулы из книги.