
В концертном зале Аничкова дворца собрались педагоги и спикеры-эксперты, чтобы обсудить концепцию развития программ дополнительного образования. Введение социальных сертификатов обеспечило их конкурентоспособность, из-за чего многие программы закрылись. Круглый стол «Доступность дополнительного образования: актуальные вопросы» открыла Любовь Борисовна Малыхина – доцент, проректор по развитию образовательных проектов ГАОУ ДПО ЛОИРО, рассказав о значении реформы дополнительного образования и обозначив круг вопросов. Также с интересными докладами выступили Александра Сергеевна Ивлева, Анна Юрьевна Чибирак, Людмила Владимировна Тимофеева и другие педагоги из этой сферы.
Когда я была маленькой, просто взять и пойти на кружок рукоделия в Доме детского творчества было нельзя – свободных мест на понравившейся программе не хватало, аналогичных не было, и мне пришлось ждать целый год. Я даже не заметила, как изменилась ситуация сейчас – чтобы записаться, нужно просто открыть сайт в телефоне, и выбор стал гораздо больше: очные и дистанционные, краткие и долгосрочные программы. Это результат реформы дополнительного образования, в которую входит обновление содержания, «архитектуры», кадров и негосударственного сектора. В своем докладе Любовь Борисовна Малыхина рассказала о принципах доступности дополнительного образования: разноуровневостьсодержания, открытость образовательной среды, персонализация и территориальная адаптация. Они тесно связаны с типами доступности — финансовой, социальной, содержательной и другими. Соблюдая принципы, программы подстраиваются под потребности детей и получают больший отклик – «охват зависит от доступности».
На основе исследования РАНХиГС, основными преградами для получения дополнительного образования являются деньги, время, недостаточные разнообразие программ и осведомленность родителей. Любовь Борисовна упомянула, что поэтому главный документ для ДО сейчас – «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» – включает в себя ориентацию на запрос семьи, изучение потребностей подростков для мотивации, занятость в школе, социальную реабилитацию детей с ОВЗ, профориентацию. Например, в 2014 акцент был на программы технической направленности, а сейчас всем специальностям уделяется одинаковое внимание.
Спикер-эксперт отметила, что сейчас ребята очень много времени проводят в школе, и сил на кружки просто не хватает. Поэтому дополнительное образование стали интегрировать в общее в виде таких систем, как «Школа полного дня», формирующая функциональную грамотность и компенсирующая школьную неуспешность. Но важно понимать, что такие программы отличаются от внеурочных учебно-воспитательной составляющей и метапредметностью. Чтобы вовлекать ребят в дополнительное образование, были введены механизмы зачета школой результатов ДО, волонтерство и социальные проекты, дискуссионные клубы, музеи и клубы прямо на базе школ. Для большего участия школьников, приоритет сейчас отдается краткосрочным программам, которые помогают найти себя и попробовать больше направлений. В заключение Любовь Борисовна выявила круг вопросов, которые сейчас решаются в дополнительном образовании: учет потребностей детей с ОВЗ при формировании содержания и формата, отклик на запросы общества при создании программ и поддержка одаренных ребят.
Несмотря на сложные термины, которые использовали в своей речи выступающие, мне было очень интересно узнать, как работает дополнительное образование изнутри. Я с детства ходила на множество занятий: спортивная, музыкальная, театральная школы, чтобы понять, что я хочу и могу делать в будущем. Все эти программы повлияли на характер, сформировали мои интересы. Каждого своего педагога я вспоминаю с большим теплом. Надеюсь, что дополнительное образование будет и дальше развиваться, появится больше разнонаправленных программ, и каждый подросток найдет для себя что-то подходящее.