Красные бархатные кресла, резные мраморные бинокли, яркие программки. Театр всегда вызывал у меня ощущение восторга и праздника. Когда я смотрю спектакль, то как будто отключаюсь от реального мира, погружаюсь в другую вселенную, проблемы уходят на второй план. Я часто задумывалась о чувствах актеров во время выступления, как они готовятся к роли, как пришли к выбору этой непростой профессии. Я решила задать эти вопросы актрисе Воронежского камерного театра Яне Кузиной.
Первое, на что я обратила внимание, очень мягкий, убаюкивающий голос. Когда ты слушаешь его, как будто на время выпадаешь из реальности, не слышишь окружающие звуки. Яна говорит негромко, вкрадчиво, но при этом возникает такое ощущение, будто она перекрикивает все. Когда камера в «Зум» включилась я увидела перед собой очень необычную, красивую девушку. Она напомнила мне героинь картин прерафаэлитов: рыжие, яркие волосы, холодные серые глаза, прямой нос.
К решению связать свою жизнь с творчеством девушка пришла еще с детства: сначала она хотела стать балериной, но из-за высокого роста ей часто говорили, что в этой сфере успеха ей не достичь. Из танцевального кружка Яна ушла, но любовь к сцене никуда не исчезла. Театр вдохновлял и восхищал ее больше чем кино. «В кино есть возможность сделать несколько дублей, а в театре ты должен воспроизвести все здесь и сейчас, это про энергию актера, которая соединяется с энергией зрителей. Конечно, мне было бы очень интересно попробовать себя в каком-нибудь фильме, потому что это что-то новое и необычное для меня, но все равно, я знаю, что из театра не уйду никогда», — рассказала девушка.
Я видела, что тема детства очень важна для Яны, она рассказала мне много разных воспоминаний, связанных с этим периодом жизни. Девушка пояснила, что ей часто приходится возвращаться в это время. «Актер, почти как ребенок, он непосредственный, где-то наивный, не стесняется окружающих людей и ведет себя так, как ему нравится. На сцене мне часто приходится заново становиться маленьким, чтобы лучше почувствовать свою роль».
По окончанию школы Яна поступила в Воронежскую Академию искусств и еще на первом курсе поняла, что эта профессия очень хорошо ей подходит. А сразу после университета девушка пошла работать в Воронежский камерный театр. Первый раз она сходила туда еще в девятом классе, он восхитил ее, и уже со школы у Яны возникла привязанность к этому месту. Особенность камерного театра состоит в том, что спектакли проходят в небольшом по размеру помещении, и за счет этого у зрителя появляется ощущение участия в представлении. Яна поняла – она хочет работать именно в этом театре и приняла решение остаться в Воронеже.
Девушка уже пять лет играет в одном театре, и за это время у нее появилось 16 ролей. Они не похожи друг на друга, и это очень радует Яну, потому что она может открыть себя с новой стороны. «Все роли, которые у меня есть мои любимые, они мне все близки. Когда я получаю роль, у меня появляется возможность узнать себя по-новому, узнать какой я могу быть. Например, у меня есть роль Вареньки из «Грозы». У нас она очень любящая, в чем-то еще глупая и наивная, легкая на подъем, и есть роль Лидочки из «Свадьбы Керчинского», которая абсолютно противоположна по характеру». К каждой роли актеры долго готовятся: смотрят фильмы, непосредственно связанные с их спектаклем, читают книги, чтобы проникнуться атмосферой и осмыслить произведение. Очень сильно на Яну повлияла роль в спектакле «Вечер с Чарльзом Буковски», актриса прониклась творчеством этого писателя и до сих пор часто обращается к его произведениям.
Несмотря на удовольствие, которое приносит девушке ее профессия, свои недостатки в ней все-таки есть – актерство очень энергозатратное дело. Репетиции, контрольные прогоны, спектакли – от этого накапливается усталость. Вдохновение девушка берет у своих коллег и художественного руководителя. Помимо этого, каждый год в Воронеже проходит Платоновский фестиваль: летом приезжают известные танцоры, чтецы, артисты, проходят интересные спектакли. Яна рассказала, что это мероприятие очень важно для нее, дает энергию и подпитывает на весь следующий год.
Но не всегда полученная энергия идет в русло профессии, иногда она довольно сильно влияет на поведение девушки в обществе. У актеров очень сильно развита эмпатия, они хорошо чувствуют людей, не могут остаться равнодушными. Я думаю, поэтому Яна не переносит любую агрессию: «У каждого много проблем, каждый зациклен на скапливающимся негативе и может, нагрубить человеку, который по сути не виноват в их плохом настроении. Возможно, я поступаю неправильно, но, если я вижу проявление злости, всегда стараюсь помешать этому и встать на сторону невиновного».
Беседа с Яной прошла очень быстро, я заслушалась и не заметила, как прошел почти час. Яна поглощена своим делом, девушке по-настоящему нравится ее профессия. Своей вовлеченностью в любимое дело она вдохновила меня на выбор той профессии, которая нравится по-настоящему. Не гнаться за деньгами, статусом, делать то, к чему лежит душа – вот настоящий секрет счастливого человека.