Недавно я прочитала книгу «Хозяйка книжной лавке на площади Трав» Эрика де Кермеля. В ней рассказывается о маленьком книжном, который открыла главная героиня и о том, как она помогает посетителям выбирать книги, делает свою лавку уютной и приятной. У нас в городе точно есть что-то подобное, например, независимые книжные, а самый известный из них — «Подписные издания».
Я подхожу к магазину, вижу стеклянную входную дверь. На нее прикреплены несколько деревянных табличек черного цвета, будто указатели дороги: books, coffee, souvenirs. Я захожу в «Подписные» и замечаю висящую около входа карту «Книжный центр Петербурга». На оранжевом фоне нарисована Нева со всеми ее рукавами, рядом узнаю Фонтанку. Линиями отмечены главные улицы центра. На стене слева висит небольшой синий почтовый ящик, для пожеланий и признаний. При входе стоит касса, прямо над ней висит люстра. Проходя вглубь магазина, вижу стеллажи около стен, полостью забитые книгами, они чуть-чуть не достают до потолка. К одному из шкафов приставлена деревянная лестница, которая нужна для того, чтобы сотрудники могли раскладывать товар на верхних полках, искать нужные книги.
В коллекции «Подписных» находится несколько тысяч произведений. В стеллажах они расставлены по видам литературы, названия написаны на деревянных грифельных табличках. В магазине есть и классика, и мировые бестселлеры, множество исследований по социологии, философии. Еще можно найти книги на испанском, французском, немецком языках. Рядом с полкой «языковых» книг замечаю «биографии». Рассматривая корешки, вижу автобиографию Чарли Чаплина «Моя удивительная жизнь». На обложке сам Чарли в шляпе и с тростью. История этого человека мне хорошо знакома, в детстве я много раз перечитывала «Жизнь замечательных людей» Валерия Воскобойникова, где рассказывается про детство Чаплина. Из нее я и узнала, что у актера было сложное детство и мне стало интересно, как он сам описывает его. Поэтому я беру книгу и иду на второй этаж, где можно почитать.
Когда я была в магазине, он представлял из себя «балкон», с которого можно рассмотреть магазин сверху. Внизу — люди, которые ходят, выбирают книги, тихо переговариваются. Я перевожу взгляд на панорамное окно, вижу, что на улице привычная суматоха. А в помещении — безмятежность, которой мне часто не хватает, я начинаю успокаиваться, все кажется проще. В магазине царит гармония прошлого и настоящего: старое помещение, ветхие плакаты, рядом с глянцевыми новыми книг, панорамными окнами.
На одной из стен замечаю бумажные вывески разных годов. Видно, что они старые потому находятся в не очень хорошем состоянии: бумага пожелтела, а буквы чуть размылись. Приглядевшись, понимаю, что это реклама «Подписных изданий» середины 20 века. Сотрудница Анна Семенова рассказала мне про историю магазина: «Нынешнему владельцу, Иванову Михаилу, магазин достался от бабушки, Галины Алексеевны Ермаковой, которая работала в сфере книгораспространения. Она смогла стать директором советского магазина «Подписные издания» в 35 лет. А в 90-ые года его приватизировали, и он стал независимым». Ниже, на одном из плакатов написано ярко красными буквами: «Вышли из печати и выдаются тома 4-ого издания сочинения В.И. Ленина». Анна дополнила, что в то время люди должны были оформлять подписки на книги, для этого надо было заполнить бланк, на котором указывались данные покупателя и сумма взноса. Это как бы была покупка еще неизданной книги, которую потом можно было получить при показе бланка. Сборники, которые раньше выходили по подписке, печатаются и сейчас и находятся в свободной продаже, например, собрания сочинений Александра Дюма.
После посещения необычного книжного в Петербурге я поняла, что главная фишка «Подписных» — создание неформальной атмосферы, о которой писал Эрик де Кермель, такую, куда захочется вернуться. Когда я выходила из магазина, почувствовала наваливающиеся на меня переживания и тревогу. Дверь в книжный, как дверь в шкаф в Нарнию: открываешь ее и оказываешься в совершенном другом мире, из которого возвращаться совершенно не хочется.