Натюрморт сейчас означает не только определенный жанр живописи. Выставка «Натюрморт в фотографии» в Строгановском дворце представляет экспозицию, включающую работы 43 авторов, из коллекции Русского музея.

Натюрморт – один из самых сложных жанров и в живописи, и в фотографии. Автору приходится работать с замкнутым пространством и предметами быта. Главное здесь — не потерять смысл, дать возникнуть аллегории, поэтому важны работа с формой, фактурой и светом, сложные ракурсы, парадоксальный подбор предметов. Например, в работах Ирины Лобановой из серии «Метаморфозы» изображаются черно-белые вазы с размытыми контурами. Вазы ли это?

DSC03492a

Для большинства авторов натюрморт — это всего лишь лишний повод набить руку, тренировка. Но есть мастера, для которых классический натюрморт – основное направление творчества, как, например, для Евгения Боровика. Издалека его работы чем-то напоминают картину: на предметы падает небольшое количество света, тени глубокие и густые.

Каждый фотограф, обращающийся к натюрморту, решает свои задачи. Кто-то просто играет с формой, не пытаясь аллегорически преподнести свою работу. К примеру, фотография Владимира Безгрешнова «Натюрморт с вазой», как мне кажется, не была бы такой интересной, если бы автор хорошенько не поработал бы со светом. Точная геометрия, округлые тонкие линии, взаимодействие всех фигур. Другие же фотографы превращают свои образы в символы. Павел Аплетин и его работы из серии «Простые вещи» показывают: неодушевленное может стать одушевленным. Все предметы имеют свой характер и душу. Вещественный мир походит на человеческий. На фотографии без названия изображена поношенная сумка, негодная уже ни к чему: потертые ремешки, морщинистые края. Она изжила свой век.

Фотонатюрморт никогда не соперничал с самыми распространёнными жанрами, уступая в популярности портрету или репортажной съёмке. В его создании нет случайности; в нем все зависит только от идеи, воображения фотографа. Композиция создаётся из хаоса окружающего мира автора, и фотовыставка «Натюрморт в фотографии» даёт понять, что каждый фотограф видит этот хаос в мелочах, в своём представлении окружающей его действительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *