«Делай неустанно. Если вспомнишь в ночи, отходя ко сну: “Я не исполнил, что надо было” – то немедленно восстань и исполни», – именно так написано на одной из последних страниц книги «Автопортрет». Издание располагается на выставке «Я делал то, что я могу сделать из того, что у меня есть», приуроченной к 80-летию Леонида Борисова. Он был советским художником-абстракционистом, одним из лучших в Ленинградском андеграунде. С 20 декабря 2023 до 25 февраля 2024 года можно было рассмотреть его архивные работы в галерее Didi Gallery в Санкт-Петербурге. Его дочь, Полина Борисова, является куратором и организатором этой экспозиции.
Войдя на экспозицию, создается впечатление, что я попала в пушистое облако – маленькая комната, стены которой выкрашены в белый, увешана картинами. На подоконнике лежит книжное издание «Автопортрет», в котором находятся избранные произведения и архивные материалы Леонида Борисова. Рядом расположены несколько графических произведений и фотографий. Справа же от входа на выставку находится большой коричневый диван. Напротив него – две комнаты, которые располагаются друг под другом. Я могу рассмотреть их через два больших окна. Спустившись в одну из застекленных комнат через вход, расположенный за стендом, я могу увидеть фарфоровую посуду, расписанную художником. Выше этажом находится офис галереи. Художник работал в смешанной технике. К примеру, он просверлил отверстия в металлической маленькой трубке и приклеил к правой части холста, а с левой стороны нарисовал черные круги такого же размера, как и отверстия. Он назвал этот экспонат «Флейта».
Издание «Автопортрет» было сделано специально для юбилея художника командой галереи вместе с дочерью Леонида. В книгу вошли лучшие тексты о Борисове, автобиографические записи и эссе, а также редкие архивные и неопубликованные материалы. На обложке была его фотография: он держал картину, на которой был изображен его автопортрет. В издании он говорил, что одиннадцать лет проработал инженером, что помогло ему в будущей профессии, о которой на тот момент еще не догадывался. Его работы меня завораживают, я каждый раз нахожу в них новые смыслы. Например, на холсте был представлен обычный звонок, который вешают у двери, а рядом нарисована линия в виде молнии. Кажется, будто звонок вот-вот зальется трелью. Теперь захотелось больше узнать о его личности. В книге рассказывается о том, как Леонид познакомился с художником Александром Леоновым, начал делать карандашные рисунки, близкие к его стилю. Затем выставлялся в Москве и Ленинграде. Первой стала экспозиция в Измайловском парке. Борисов пошел на нее с Леоновым, и они лишь наблюдали. Затем, после выставки в ДК имени Газа, Леонид начал помогать Леонову. А вскоре и у Леонида Борисова был первый дебют в Ленинграде в ДК «Невский». После он начал выбирать свое направление и стиль: ориентировался на абстракцию, геометрическое искусство и минимализм. Через время он уже демонстрировал свои работы на разных выставках. К примеру, в Русском музее, в корпусе Бенуа.
«Понять произведение – это значит считать художественную информацию. В любом творческом акте без идеи ничего нет. Без идеи картина — это не картина. Идея – это такая мысль, данная человеку свыше. Очень важным моментом является композиция. Композиция – это соотношение элементов, входящих в картину. Композиция подобна космосу. В космосе планеты подчинены законам композиции. Они все находятся в равновесии и гармонии, поэтому космос существует и не распадается. И в картине то же самое», – писал в книге Леонид Борисов. Полина же написала о том, что ее всегда окружали папины работы и нравились ей самой. Когда кто-то критиковал картины и говорил, что каждый так нарисует, она отвечала так: «Может и нарисует, но далеко не каждый воспринимает так мир». Для меня эта выставка стала тем местом, в котором можно глубоко подумать над искусством в целом. Я осознала для себя нечто новое и интересное. Поняла, что абстракция для меня – это не просто работа, а новые образы при каждом взгляде на картину. Хоть выставка сама по себе не тронула меня, ведь я ожидала большего, но мне было интересно узнать о новом человеке, о его взглядах на жизнь и понять его идеи в мире искусства.