Новая выставка «Вещь с секретом. Ювелирное искусство XVIXXI веков» расположилась в Синей спальне Зимнего дворца и открыта для посещения с 22 октября по 11 сентября следующего года. Инсталляция объединила в себе 120 предметов из разных эпох и стран, авторами или владельцами которых являлись известнейшие исторические личности. Украшения, часы, зеркала, табакерки, кубки и даже трости. И все эти вещи имеют общую черту – секрет, скрытый в них. Будь то спрятанное отделение, тайный смысл или неочевидная функция.

Войдя на выставку, сложно не обратить внимание на темноту, стоящую в помещении. Единственное, за что цепляется глаз – ярко подсвеченные витрины, расположенные по периметру и в центре зала. Начать осмотр я решила по часовой стрелке. Слева от входа стеллаж всецело посвящен кольцам. Мое внимание привлекло аккуратное золотое колечко с маленьким мопсом. Говорят, что во времена Екатерины 2 эти кольца символизировали принадлежность к тайному женскому обществу. Императрица сама состояла в нем и дарила украшения с собачками приближенным придворным дамам. Рядом перстень с папским гербом, сделанный в 16 веке. Его владелец – папа Римский Пий IV. В этом массивном украшении спрятано потайное отделение. Примечательно, что такой тайник – один из самых распространённых «секретов» в ювелирных изделиях. Он еще не раз встречается в предметах этой инсталляции. По словам работников Эрмитажа такие отделения использовали для хранения яда. Причем, чаще всего этот яд предназначался хозяину украшения, а не кому-то постороннему.

Следом представлены подвески. Внутри таких хранили небольшие акварельные картинки с изображением любимых людей. Но если речь шла про любовника или тайного фаворита – рисовали только часть лица: глаза, губы и даже носы. Неудивительно, что люди предпочитали оставлять это личным, понятным только им самим. Меньшую, но от этого не менее значимую часть экспозиции занимают табакерки, кубки и подставки. Витрины с ними расположились в самом центре зала. Глаза разбегаются от обилия камней, деталей и яркости материалов.

Для меня лично, самым интересным экспонатом стала подставка для флаконов в виде слона с махаутом (слоновьим всадником), датируемая 18 веком. На спине животного украшенная драгоценными камнями попона и серебряный замок. Как оказалось позже, подставка — точная копия, сделанная на двести лет позже настоящей. Оригинал хранится в Германии, где и был создан.

Рядом представлены потешные кубки. Если не знать, что это емкость для питья, то можно принять ее за украшение для интерьера. Например: кубок-пушка «Пестрый бык», кубок-корабль, кубок-мельница и многие другие. Их создавали для того, чтобы порадовать и удивить гостей. Чем меньше кубок похож на кубок — тем талантливее мастер. Многие богатые люди собирали целые коллекции таких емкостей.

Также, рассматривая инсталляцию, нельзя не упомянуть известнейший письменный прибор Екатерины Великой. Он выполнен в виде небольшого диванчика и скрывает в себе чернильницу, песочницу и отделение для перьев. Но интересна не только форма предмета, но еще и его история. Ведь этот письменный прибор Екатерине 2 подарил польский король Станислав Август в 1783 году. По многочисленным сведениям — между ними был бурный роман длиной в несколько десятков лет.

Эта выставка заставила меня посмотреть на понятие секрета с разных сторон. Это сюрпризы, которые хочется обнаружить, загадки, на которые не найти ответа, особый язык символов и знаков. То, что не сказано, скрыто, спрятано от чужих глаз. Теперь я часто думаю о том, как много предметов в нашей обыденной жизни прячут в себе тайны. Может, спустя много лет, они также окажутся за витринным стеклом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *