В 2022 году в Эрмитаже открылась новая постоянная экспозиция – Галерея Петра Великого. Выставку создали к 350-летнему юбилею царя. Посетители могут ознакомиться с ней на втором этаже Зимнего дворца. В небольшой светлой галерее рядом с ротондой расположились картины, барельефы и витрины с экспонатами петровской эпохи. Галерея была создана с помощью ПАО «Газпром», которое выступило в качестве генерального спонсора и помогло собрать редкие подлинники из жизни императора.

Вся экспозиция рассказывает гостям музея о жизни царя через его личные вещи. Начинается она с небольшой картинной галереи с портретами Петра, написанными как неизвестными художниками, так и такими мэтрами портретного жанра той эпохи как Иван Никитин и Андрей Матвеев. Украшают стены полотна и с другими членами петровской семьи.

Во втором зале сразу бросается в глаза огромная резная люстра, которую раньше называли «паникадило». Светильник похож на огромный многоярусный свадебный торт: цвет слоновой кости, из которой он сделан, напоминает мягкий сливочный крем, а изобилие деталей так и манит рассматривать их часами: остроконечные звезды, изогнутые подсвечники и основание, напоминающее царский скипетр.  Петр лично занимался изготовлением паникадило для украшения Петропавловского собора, но внутри его так и не повесили – император скончался и не успел завершить работу. Сразу после смерти Петра люстру передали в мемориальное собрание Петровского имущества. В витринах, по бокам от нее, расположились личные вещи правителя. Например, коллекция предметов для токарного мастерства и целое собрание металлических инструментов для работы с зубами, так как увлечениями царя были слесарное дело и исследование медицины.

Последний, третий зал представляет собой просторную столовую: длинный расписной стол из темного дерева и двенадцать мягких бархатных стульев. За ними, на стене висит огромное полотно, на котором изображен Петр I, восседающий на коне. Рядом стоит прекрасный резной сервант и витрины с подлинными сервизами из золота, серебра и хрусталя.

Экспонаты на выставке отлично показывают влияние европейских канонов на Россию 18 века: мебель, «списанная» с иностранных образцов, посуда, привезенная из-за границы, картины, написанные зарубежными авторами, всё это наглядно демонстрирует приверженность Петра I европейскому стилю. При нем городская архитектура поменялась с шатрового стиля на петровское барокко и классицизм. Высокие деревянные храмы были заменены пышными, грандиозными особняками. Здание Зимнего дворца, Смольный собор, Александро-Невская лавра – все это примеры работ зарубежных архитекторов, которые должны были изменить русскую культуру, сделать ее более строгой и систематичной.

Гуляя по выставке, я восхищалась работами портретистов, завороженно рассматривала детали на люстре и посуде и представляла будни императора. На каком стуле он сидел? В каком настроении обычно работал? Собранная разнообразная коллекция экспонатов петровской эпохи уже сейчас впечатляет и позволяет легко представить, чем жил русский император. А к концу года Эрмитаж пообещал расширить экспозицию до одиннадцати залов. Надеюсь, что эту идею реализуют как можно скорее, и мы увидим новые интересные подлинники, наглядно демонстрирующие жизнь великого Петра I.

One Reply to “Каким он был?”

  1. Очень интересно! Молодец!
    Надо будет сходить на выставку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *