В 2022 году в Эрмитаже открылась новая постоянная экспозиция – Галерея Петра Великого. Выставку создали к 350-летнему юбилею царя. Посетители могут ознакомиться с ней на втором этаже Зимнего дворца. В небольшой светлой галерее рядом с ротондой расположились картины, барельефы и витрины с экспонатами петровской эпохи. Галерея была создана с помощью ПАО «Газпром», которое выступило в качестве генерального спонсора и помогло собрать редкие подлинники из жизни императора.
Вся экспозиция рассказывает гостям музея о жизни царя через его личные вещи. Начинается она с небольшой картинной галереи с портретами Петра, написанными как неизвестными художниками, так и такими мэтрами портретного жанра той эпохи как Иван Никитин и Андрей Матвеев. Украшают стены полотна и с другими членами петровской семьи.
Во втором зале сразу бросается в глаза огромная резная люстра, которую раньше называли «паникадило». Светильник похож на огромный многоярусный свадебный торт: цвет слоновой кости, из которой он сделан, напоминает мягкий сливочный крем, а изобилие деталей так и манит рассматривать их часами: остроконечные звезды, изогнутые подсвечники и основание, напоминающее царский скипетр. Петр лично занимался изготовлением паникадило для украшения Петропавловского собора, но внутри его так и не повесили – император скончался и не успел завершить работу. Сразу после смерти Петра люстру передали в мемориальное собрание Петровского имущества. В витринах, по бокам от нее, расположились личные вещи правителя. Например, коллекция предметов для токарного мастерства и целое собрание металлических инструментов для работы с зубами, так как увлечениями царя были слесарное дело и исследование медицины.
Последний, третий зал представляет собой просторную столовую: длинный расписной стол из темного дерева и двенадцать мягких бархатных стульев. За ними, на стене висит огромное полотно, на котором изображен Петр I, восседающий на коне. Рядом стоит прекрасный резной сервант и витрины с подлинными сервизами из золота, серебра и хрусталя.
Экспонаты на выставке отлично показывают влияние европейских канонов на Россию 18 века: мебель, «списанная» с иностранных образцов, посуда, привезенная из-за границы, картины, написанные зарубежными авторами, всё это наглядно демонстрирует приверженность Петра I европейскому стилю. При нем городская архитектура поменялась с шатрового стиля на петровское барокко и классицизм. Высокие деревянные храмы были заменены пышными, грандиозными особняками. Здание Зимнего дворца, Смольный собор, Александро-Невская лавра – все это примеры работ зарубежных архитекторов, которые должны были изменить русскую культуру, сделать ее более строгой и систематичной.
Гуляя по выставке, я восхищалась работами портретистов, завороженно рассматривала детали на люстре и посуде и представляла будни императора. На каком стуле он сидел? В каком настроении обычно работал? Собранная разнообразная коллекция экспонатов петровской эпохи уже сейчас впечатляет и позволяет легко представить, чем жил русский император. А к концу года Эрмитаж пообещал расширить экспозицию до одиннадцати залов. Надеюсь, что эту идею реализуют как можно скорее, и мы увидим новые интересные подлинники, наглядно демонстрирующие жизнь великого Петра I.
Очень интересно! Молодец!
Надо будет сходить на выставку