За спиной лишь однотипные пятиэтажные дома, а впереди – мир непохожих взглядов, работы тех, кто осилил борьбу ради собственного признания. 14 октября 2022 года открылась временная выставка работ современного художника Александра Кабина, которую мне удалось посетить. Она продлилась до 30 октября в Новом музее, который расположен на 6-ой линии Василевского острова в непримечательном доходном доме.

Музей занимает третий и четвертый этажи, где представлено около пятнадцати экспозиций, среди которых находятся работы упомянутого художника, разделенные на несколько комнат. Перед входом в залы на стене подвешены несколько электронных досок, рассказывающих о пути Кабина в мир искусства: «Саша родился в городе Северодвинске в далеком 1978 году. Тяжелое экономическое положение страны в середине 90-х заставило тогда еще юного выпускника художественной школы заняться «чем-то серьезным», так он получил специальность инженера. В студенческие годы Александр знакомится со своим будущим учителем – Сергеем Коршуновым и пытается найти свой стиль. Так и не решив покинуть родной город, Кабин совершенствовал свою технику и следил за тенденциями в развитии современного искусства с помощью интернета, продолжал творить и грезил о будущих успехах».

В залах картины представлены в хронологическом порядке. Работы сопровождаются мелодиями, исполненные аккомпаниаторами и музыкантами Петербурга и проигрываются записями из колонок. Каждая из комнат содержит стенд с текстом и иллюстрациями, посвященными определенному периоду жизни и творчества художника. «Для его картин характерно обращение к мотивам провинциальных городов, это связано с тем, что сам Александр родился в небольшом городке, природу которого он и отображал на своих полотнах», – поясняла табличка.

В первых залах были представлены ранние пейзажи, затем на стенах появлялось все больше портретов, сделанных в период с 2005 по 2013 год. В те года живопись не приносила художнику больших доходов, что вынуждало ходить на работу. В одном из интервью, по словам самого Александра, он занимался искусством лишь в свободное время. «Словно ребенка, я подолгу вынашивал идею, а затем воплощал ее на полотне буквально «на одном дыхании». Мне удалось расслышать среди гула посетителей быструю фортепианную мелодию, но она раз за разом обрывалась, так и не дойдя до финальной ноты. В следующей комнате — «напряженное» соло скрипки и серия картин «Война», работа над которыми стартовала еще в начале 2015 года и для автора оказалась довольно сложной, как он признался позже. Одно из самых популярных изображений этой серии «Я убит подо Ржевом» было вдохновлено известным стихотворением, написанным А. Твардовским в 1946 году от лица погибшего солдата.

Кульминацией выставки стал автопортрет, но сочетаний аккордов слышно уже не было. Лишь тишина, которая после композиций в предыдущих комнатах будто обрела «гласность». Искусствовед Мария Ягушевская говорила о работах Кабина: «Он достиг собственной цели, своими полотнами возвратил человека к родной природе, своим корням и истории».

Если я скажу, что ни один из залов не произвел на меня особого впечатления – то совру: более всего мне запомнились картины, с общим и довольно увлекающим названием – «Принадлежность», соседствующие с портретами. В особенности два, с виду одинаковых изображения. На одной из картин дети кружились в незатейливом танце – хороводе. На лицах малышей и их воспитательницы были улыбки, они держались за руки. На парной картине – полное лишение мимики, улыбки замещали лишь мазки краски, словно все происходящее – чей-то сон, а может и искаженное воспоминание. Своим мнением поделилась работница музея – смотрительница зала Галина Михайловна: «Работы этой серии напоминают мне смазанные черно-белые фотографии, сделанные на пленочный фотоаппарат. Но они будто пережили несколько десятилетий: цвета померкли и сам снимок уже выгорел». Лишь по двум одиноким елям на фоне можно было определить, что на картине изображен праздник – утренник в детском саду. Поначалу, немного отрывистое звучание ксилофона настораживало, но при этом гипнотизировало, оставляя за собой веру в нереальность действительности. Всматриваясь немного «дальше» самих полотен, мне удалось найти закономерность – ею стала обыденность, даже простота жизни, лишенная всяких эмоций.

Именно благодаря подобным местам возникает чувство единения. Как бы не различались мысли людей, они видят перед собой одно и тоже, а картины являются лишь связующим. Будто разбитое стекло солнечным утром – под каким углом не взгляни, лучи света будут падать по-разному, создавая неповторимые блики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *