В частной галерее коллекционера Павла Башмакова «Bashmakov gallery» 14 октября открылась выставка графических работ – «Марк Шагал. Под единым небом», которая продлилась до 18 февраля. Цель проведения выставки – обратить внимание людей на другой, менее признанный вид искусства – графика. Он характерен тем, что в нем в основном используются линии и штрихи. Все работы, представленные на выставке, являются оригиналами.
Марк Захарович Шагал – один из самых значимых художников-авангардистов XX столетия, автор живописных графических работ. Он далек от классики и никогда не принадлежал ни к одному авангардному направлению. Почитав биографию автора, мне стало любопытно посетить выставку «Марк Шагал. Под единым небом».
Я захожу внутрь галереи. Тусклое освещение и французский шансон на фоне сразу же погрузили в спокойную атмосферу места, где приятно находиться. Всего на выставке представлено пять тем, которые распределены по трем залам. Пройдя в первый, я сразу обратила внимание на то, что помимо художественных работ, висят несколько фотографий улыбающегося Марка Шагала в черно-белом цвете – они показались мне особенно искренними. На стенах я увидела биографию самого автора и краткое описание разделов экспозиции. «Моя деревня» – это провинциальные пейзажи родины художника, Витебска. В этом разделе я обратила внимание на работу «Деревня» 1957 года. На черно-белой графике изображена кудрявая женщина, лицо которой озаряет легкая улыбка. Она с закрытыми глазами обнимает руками сверху маленький городок, прорисованный красивыми черными линиями и штрихами. Героиня словно оберегает, охраняет это место. Марк Шагал часто переезжал и тоску по Витебску отражал в своих произведениях. Через эту работу я почувствовала связь с художником, ведь испытываю такие же чувства к своему родному городу – Санкт-Петербургу. Несмотря ни на что, очень дорожу им и всегда буду относиться с теплотой.
Поинтересовавшись, что находится в другом зале, я сразу заметила заголовок – «Любовь, рождающая искусство» – это раздел с произведениями, на которые Марка Шагала вдохновляла его жена и главная любовь жизни – Белла Розенфельд. В графике этого раздела преобладают пастельные, нежные цвета. Например, работа «Влюбленные в небе». На гравюре изображена пара на фоне нежно-розового неба. Влюбленные летают над фактурными зданиями города. Думаю, Марк Шагал хотел показать, насколько любовь возвышает и даже «окрыляет» человека – влюбленные оказываются парящими в небесах. В этом же зале представлена тематика «Мертвые души» – иллюстрации к произведению Николая Васильевича Гоголя, которые мир смог увидеть только в 1948 году. Все работы этой коллекции были бесцветны.
Пройдя в третий зал, я увидела часть «Библия». Он считал эту книгу главным источником поэзии. Вдохновившись Священным писанием, Марк Шагал решил перенести свое воображение на бумагу. Особенно мне запомнилась графика «Сотворение мира» 1960 года. Почти вся она выполнена в сине-голубых цветах. Наверху работы детально прорисованы птицы и ангелы вокруг бесцветного круга, похожего на солнце. Они словно охраняют его. Внизу герои – Адам и Ева, смотрящие друг на друга, позади них – деревья. Меня зацепило то, как своеобразно, но красиво Шагал изображал библейские сюжеты. В этом же зале находится часть «И на земле» – серия гравюр на бумаге, отражающая ужас войны. Марк Шагал создавал эти работы по заказу, для биографического сочинения Андре Мальро. Позже, когда Андре описывал свое участие в военных действиях в Испании, он использовал работы Шагала как иллюстрации.
Выставка оставила положительные впечатления. Она помогла мне рассмотреть автора не только как талантливого художника, но и как простого человека: влюбленного, верующего, скучающего по родине. Марк Шагал раскрылся для меня через направление, которым я раньше не интересовалась – графика. Мне казалось, что это лишь наброски картины. Сейчас же я вижу в этом отдельное искусство и смысл. Графика может быть очень выразительной и передавать эмоции и настроение благодаря своей технике и деталям.