Когда я представляю 20 век, мне сразу вспоминаются рассказы родителей об их детстве, фотографии из бабушкиного альбома, советские фильмы, истории про пионеров и коммунизм. Взглянуть пол другим углом на это столетие, мне помогла выставка «Сопряжение форм. Русская скульптура. ХХ век», которая проходила в Центральном выставочном зале «Манеж» с 12 октября по 3 декабря 2023 года. Выставка была создана совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем, а ее отличительной особенностью стало присутствие кинохроники. Само название «Сопряжение форм» объясняется объединением двух форм искусства: скульптуры и кинематографа, который в ХХ веке только зарождается.
Куратор выставки, Елизавета Павлычева, рассказала мне, что показ является продолжением двух предыдущих скульптурных экспозиций Манежа: «Христос в темнице», где были представлены работы середины XVII— начала XIX веков, и «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», со скульптурами XVIII века. И следующей соответственно была организована выставка о произведениях двадцатого столетия. Елизавета также рассказала мне про отбор скульптур и объяснила, что организаторы стремились показать редкие работы.
Все произведения были разделены на темы. В первом зале представлялись работы тематики «Сценарный план: направления в скульптуре, возникшие под влиянием истории и культуры ХХ века». Я сразу обратила внимание на стоящую в центре скульптуру «Октябрь» Александра Матвеева. Она представляет трёх обнажённых мужчин: красноармейца, смотрящего вперёд, рабочего, который держит молот, и колхозника, стоящего между ними. Работа была выполнена в 1927 году к десятилетию революции —она отражает взгляд автора на это событие: нагота символизирует свободу и новое начало. Далее расположился стеллаж до потолка, состоявший из множества кубов, в каждом из которых стоял бюст выдающегося деятеля ХХ столетия: можно было в деталях рассмотреть человека, некогда внесшего вклад в историю. За стеллажом находился центральный зал, в котором больше всего внимания уделялось памятникам. Сведения о скульптурах были представлены совсем краткие, поэтому часть информации приходилось искать в онлайн-источниках. В каждом зале располагались экраны, на которых демонстрируется хроника прошлых лет. Как было написано в программе, они «формировали эмоциональный фон». Действительно, благодаря им выставка не выглядела скучно и однообразно, видеофрагменты больше погружали в прошлое столетие, дополняя скульптуры. На экранах показывали процесс создания произведений, документальные сюжеты о жизни людей, а иногда отрывки из фильмов.
Выставка продолжалась и на втором этаже, где я отметила для себя фигуру летчика —Михаила Бабушкина, скульптора Дмитрия Тугаринова. Пилот был представлен в образе пингвина, стоящего на айсберге. Бабушкин был полярным летчиком и получается, в произведении была отражена его деятельность, мне это показалось очень интересным решением. Помимо классической скульптуры, присутствовали также и более необычные работы, которые в основном относились к разделам «Монтаж» и «Цветокоррекция»: цветная и абстрактная скульптура». Они же отличались неординарными формами. Например, было много работ, изображавших людей очень высокими или наоборот слишком низкими. На некоторые скульптуры специально определенным образом падал свет так, что тень тоже представляла собой часть работы. Таким оказалось произведение Вадима Сидура «Создатель с Адамом и Евой». Фигуры сами по себе были плоскими и однотонными, но тени сзади добавляли им объема. На втором этаже также оборудовали отдельный небольшой кинозал: «Мастерскую скульптора», в котором показывали документальную хронику о процессе создания различных произведений.
Проходя по залам выставки я увидела полную историю развития всего 20 века. Скульптуры тесно связаны с событиями, происходящими в стране в тот период времени. Например, политика, и в частности революция, сильно отразились на работах. Были показаны писатели, поэты и музыканты того периода. Меня же всегда интересовало, как конкретный человек, в этом случае скульптор, представляет себе другую личность, поэтому подобные работы заинтересовали больше всего. Выставка показала мне 20 век под другим углом, было интересно узнать о жизни людей того столетия. Тем не менее, недостатком для меня стало то, что информации о самих скульптурах было представлено очень мало.