Чувствую запах мандаринов и сразу вспоминаю уютные посиделки с подругой. Мы обсуждали прошедший год, делились достижениями и строили совместные планы на будущее. Думаю о шоколаде, и на языке появляется его вкус, так же происходит с лимоном и мармеладками, которые я часто ем. В любой момент могу рассказать стих, который учила в пятом классе или сказку о Царе Салтане, которую в детстве всегда слушала перед сном. Забыла, что ела сегодня на завтрак, но всегда буду помнить, как в шесть лет убегала от собаки в деревне. Свою жизнь я помню небольшими яркими вспышками. А некоторые люди могут в точности пересказать то, что с ними происходило несколько лет назад. «Уникальность памяти человека зависит от развития разных видов запоминания», — говорит врач-психиатр Татьяна Андреевна Галкина.

Любая информация запоминается разными способами и на разное время, так разделяют разные типы памяти. «Память – это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Чаще всего ее делят по продолжительности или характеру», — говорит Татьяна Андреевна. У каждого человека виды памяти развиты по-разному в зависимости от генов. По продолжительности они бывают оперативным, кратковременным и долговременным. Последний — самый надежный из них. В этом типе события и факты сохраняются дольше всего и зачастую остаются до конца жизни. Татьяна Андреевна приводила пример из своей практики: «При мне в коме лежала пациентка. Когда женщина только пришла в себя, она начала разговаривать на древнегреческом, хотя у неё даже не было высшего образования. После оказалось, что она в молодости работала горничной у профессора, который преподавал этот язык и часто готовился к лекциям вслух». Женщина специально не учила древнегреческий, но запомнила его. Это проявление непроизвольной памяти, когда человек на протяжении долгого времени часто слышит что-то «на фоне» и случайно запоминает это. Например, рекламы, которые сопровождают почти всю жизнь человека, особенно если он часто смотрит телевизор. Они быстро откладываются в долговременную память за счет легкости и многократного повторения, поэтому некоторые люди помнят их годами.

Также события запоминаются разными способами, поэтому память делят по характеру. Она бывает зрительная, словесно-логическая, эмоциональная и образная. У людей, которые хорошо запоминают лица, места, рисунки, знаки, хорошая зрительная память. У меня она развита, наверное, хуже всего, поэтому мне часто советовали запоминать стихи с помощью каких-то ассоциаций, например, рисовать в голове картинку происходящего. При мыслях об этой картинке вспоминается стих – это образная память. Так, человек запоминает события, составляя к ним ассоциации. Также существует эмоциональный тип. При нем все произошедшее вспоминается по эмоциям, полученным в какие-то моменты прошлого.

Эмоциональный тип памяти может также способствовать забыванию информации. «Это называется диссоциативная амнезия. Обычно она может быть вызвана трагическим или стрессовым событием, свидетелем которого стал человек или которое он сам пережил», — говорит Татьяна Андреевна. Это расстройство также делят на разные виды. При локализованной амнезии человек забывает конкретное событие или период. Селективная предполагает потерю памяти только о некоторых частях периода или события, при генерализованной пациенты забывают свои личные данные, биографию, теряют когда-то полученные навыки. На проявление этих видов и то, как конкретно они будут проявляться, влияет индивидуальное развитие памяти, набор генов.

Также на отсутствие каких-то воспоминаний часто влияют физические травмы. При черепно-мозговой появляется транзиторная амнезия. Она делится на ретроградную – забываются события, предшествующие травме, антероградную – события после травмы не запоминаются и чувствительно-специфическую – забываются события, за которые отвечает один из типов памяти, например, зрительный. «Обычно память, даже если совсем потерялась, со временем возвращается. Например, в случае травмы работу поврежденной части мозга на себя берет здоровая. Так, у человека постепенно восстанавливаются какие-то воспоминания, он учится всему заново. Но может произойти такое, что полностью память уже никогда не вернется. На это также влияет наследственность», — сказала Татьяна Андреевна.

Самые яркие особенности памяти обычно проявляются в подростковом возрасте, а потом в старости. Чаще всего пенсионеры забывают большую часть информации и могут воспроизводить только ту, которая осталась в долговременной памяти. Подросткам же обычно бывает трудно запомнить что-то. «В переходном возрасте очень хорошая наполняемость памяти, то есть в это время можно усвоить больше всего информации. Однако, кроме этого мозг занят перестройкой организма. Физиологический и психический кризис созревания как бы заполняют все место, поэтому нужно прилагать больше усилий для учебы и каких-то занятий», — объясняет проблемы Татьяна Андреевна. Многие подростки пытаются пользоваться большим количеством способов ускорить запоминание из интернета, но на самом деле улучшить память невозможно.

Каждый человек запоминает события по-своему, используя разные виды памяти. Каждый по-разному сталкивается с амнезией и ее типами. Любая работа и изменения в запоминании у каждого человека индивидуальны, поэтому в большинстве случаев нельзя предугадать, как память поведет себя. Например, я всегда думала, что у меня какие-то проблемы, раз я забываю очень многие вещи, но на самом деле это просто по-другому развитые виды восприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *