Можно ли повлиять на сложившуюся действительность, если отделить от всех отходов вторсырье – тот мусор, который можно переработать и использовать повторно? Как заменить большинство вещей «на один раз», выиграть в цене и качестве, сделав жизнь более экологичной? На этих вопросах базируется философия «No plastic — it`s fantastic» – первого в России магазина с концепцией «ноль отходов». Он был открыт в апреле 2020 года на территории Ленполиграфмаш. В лабиринте дворов Аптекарского проспекта его можно найти внутри веганского кафе Raiz. На полках магазина расположены товары из переработанных материалов, многоразовые заменители одноразовых вещей и биоразлагаемые аналоги того, что уже невозможно переработать. Уникальность проекта в том, что он открывает покупателям всю многогранность выбора: можно жить, используя общепринятые, но небезопасные для окружающей среды предметы, а можно найти им безопасную альтернативу. Цель «No plastic — it`s fantastic» — показать «зеленую», удобную, а главное доступную грань потребления.
Просветительский «зеленый» проект включает в себя несколько направлений: блог о жизни в стиле «ноль отходов», два магазина (один — в Москве, другой — в Санкт-Петербурге) и раздельный сбор чеков и крышечек. Основательница проекта — Олеся Бесперстова, кардинально поменяла свою деятельность из-за увиденных ею последствий перепотребления. В статье журнала Vogue «Агенты зеленых перемен в России» она рассказывает о событии, ставшем причиной крутого поворота в ее жизни. Серфинг на Бали обернулся для будущего экоблогера плаваньем среди мусора, после чего она решила углубиться в изучение проблемы. Вместо предыдущей работы она выбрала волонтерство в экологической организации «Эка», реализующей масштабные проекты от проведения «зелёных» уроков для школьников до высадки лесов. После этого девушка открыла первый в России магазин товаров без упаковки. Образ жизни Олеси Бесперстовой нашел отклик. Сотрудники магазина продолжают строить свою работу на принципах, выведенных в процессе приобщения основательницы к зеленым стандартам. Екатерина, продавец-консультант магазина «No plastic — it`s fantastic», рассказала о том, как профессия повлияла на ее взгляды: «Когда я пришла сюда работать, я с другой стороны на все это посмотрела, стала чаще пользоваться многоразовыми альтернативами».
В чём же отличие «No plastic — it`s fantastic» от других экологически ориентированных торговых точек? Магазин позиционируется не как место приобретения товаров с кричащими плакатами об очередных акциях — он призван стать площадкой просвещения, на которой происходит обмен опытом, развеивание мифов о грязных пакетах и изменение взглядов людей. Человек может узнать больше, просто спросив продавца-консультанта: в открытом диалоге работники объяснят, из чего сделан товар и как долго он прослужит. «Если правильно рассказать людям, то, я думаю, ни у кого не останется сомнений о том, что из переработанных отходов не то, что такие же, а даже лучше бывают материалы», – заметила Екатерина. Вместе с девушкой мы обсудили разницу в цене, которая зачастую становится решающей в выборе в пользу неэкологичной продукции. Немногие обращают внимание на окупаемость вещи в будущем: по сути, многоразовый предмет — вложение, которое заменяет безмерное количество одноразового. Интересно, что цены на некоторые товары не сильно отличаются от привычных нам: ручка из переработанной упаковки сока стоит 99 рублей, тетрадь из спрессованных пробок — около 600, а ваза — в прошлом стеклянная бутылка — чуть больше 500. Очень важно, что в основе магазина — идея, от которой не уступают даже в мелочах: например, даже чек не печатается, а приходит письмом на электронную почту покупателя.
Эко-идея стремительно набирает популярность, но таких мест, как «No plastic — it`s fantastic» можно пересчитать по пальцам. Помимо этого, сама торговая точка занимает небольшую площадь. В России производство не поставлено на общий конвейер. Отсутствие масштабного продвижения экологических альтернатив накладывается штампом на вторсырье, превращая его в мусор. Одноразовые продукты по-прежнему лидируют, когда многоразовые считаются неудобными. Пластик, дешевый в цене, бумажные салфетки, стаканчики из-под напитков — все это можно выкинуть сразу после использования. Никакой заморочки, ведь мыть ту же посуду «на один раз» не приходится. Пластик весит немного, его удобно взять с собой, стеклянная бутылка ощутимо утяжеляет сумку. Комфорт — причина широкого распространения одноразового, но последствия более простого выбора уже становятся заметными.
Пока стереотип не будет развинчен, в осознании людей все останется так, как есть. Вторая грань проблемы — бездействие со стороны государства: отсутствие комплексных перерабатывающих мусор заводов, избегание темы прибыльности таких предприятий. Пример — системы сортировки отходов в Швеции, где большинство мусора становится энергией, доступен, но долгосрочная перспектива проекта не делает его привлекательным. «Мы вывозим свои отходы несколько раз в месяц через эко-такси. Я прихожу на работу, ем, сразу мою и сортирую свой мусор», — такое решение нашли сотрудники «No plastic — it`s fantastic». Но далеко не у всех есть такая возможность: баки раздельного сбора мусора не всегда стоят в шаговой доступности. Даже если так, то принимаются только общепринятые фракции, когда самый часто используемый материал упаковки — салафан — почти негде сдать на переработку.
Территория свалок растёт, и такой расклад на руку всем. Людям не нужно менять свой образ жизни, а государству нет нужды разрабатывать новые проекты, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Эксплуатация природы продолжается под прикрытием громких слов о «зеленых» технологиях, когда перемены намечаются только в таких маленьких эко-магазинах как «No plastic — it`s fantastic». Это место раскрывает то, что только человек может определить, какие вещи ему использовать и какими принципами при их выборе ему руководствоваться. Доступная альтернатива есть, и только людям решать, меняться или нет. Сегодняшний выбор определяет завтрашний день, а вещи, покупаемые нами, могут повлиять то, как мы будем жить в будущем.