«В который раз лечу Москва — Одесса», — поет в своей песне Владимир Высоцкий. Южный украинский город действительно стал для знаменитого советского поэта и актера своеобразным местом силы, где он часто бывал и много работал. Потому примечательно, что именно с этих строчек начинается документальный фильм Анатолия Бальчева «Высоцкий. Неизвестные страницы. Одесская тетрадь». Его премьера, приуроченная к 85-летию артиста, состоялась 19 января в Москве. Я попала на показ в питерском Англетере. Перед просмотром на сцену вышел сам режиссер фильма. Анатолий Бальчев был лично знаком с Владимиром Семеновичем, также знал Марину Влади, жену поэта, и общался с мамой Высоцкого. После небольшого рассказа режиссера о процессе съемки, на экране появились первые кадры.

С самого начала зрителю показывают виды Одессы. С этим городом связана, наверное, треть творческой жизни поэта. В Москве Высоцкий играл только в театре, а все главные роли в кино исполнил именно на Одесской киностудии. Поэтому фильм показывает нам документальные кадры, снятые в годы жизни героя. На протяжении всей картины Бальчева мы видим вставки из различных фильмов, в которых так или иначе поучаствовал артист. «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Опасные гастроли» — знаменитые шедевры Высоцкого. Фильм состоит из ряда снятых моментов жизни артиста, нарезок кино, связанного с поэтом и фотографий. Сопровождается это музыкой Высоцкого и мелодичным рассказом режиссера.

Также в «Неизвестные страницы» вошли интервью с другими участниками и создателями этих картин. Например, очень тепло в фильме об артисте отзывались писатель Михаил Жванецкий и режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Однако работать с поэтом было сложно, он часто отступал от сценария, пропускал съемки. Бальчев в своем фильме это не скрывает, не романтизирует героя и говорит со зрителем честно. Но при этом и раскрывает неповторимый талант, которым обладал артист: «Все, что я час рассказывал в фильме, он уложил в одну песню», — говорит Самвел Гаспаров, советский режиссер, об уникальности Высоцкого и его песне «Пожары». Сильное впечатление на меня произвели архивные записи опросов местных жителей, вставленные в фильм. «Что значит в вашей жизни Высоцкий?», — задает вопрос оператор. Девушка, что-то продающая на одесском рынке, громко отвечает: «Я бы вышла за него замуж!».

В Одессе артист чувствовал себя свободным, его окружали творческие люди, друзья, и в фильме Бальчева четко передается это ощущение. С первых кадров перед зрителем красивые здания, скверы, природа, которые всегда нравились Высоцкому. Благодаря тому, что кадры города сняты от первого лица, создается ощущение, будто ты смотришь на все это глазами поэта. Конечно, такое впечатление создается благодаря не только живописной местности, но и качественной съемке. Изначально документальное кино создавалось для узкого круга людей, но, как рассказал сам режиссер, к юбилею артиста решили показать его на больших экранах. Улучшили качество, поправили формат. Поэтому даже старые кадры теперь выглядят четкими и яркими. Фильм достаточно долго был в прокате в кинотеатрах, однако у тех, кто не успел на премьеру, есть возможность найти «Неизвестные страницы» в интернете.

Конец фильма — интервью с Анатолием Бальчевым, в котором он говорит, что снял такую картину, как дань своему старому другу, как попытку оживить память о поэте. Даже будучи мировой звездой Высоцкий не потерял простоты духа и открытости. И в «Неизвестных страницах», своеобразном поклонении Высоцкому, через простой на первый взгляд сюжет точно передается душа поэта. А душа Владимира Семеновича — есть душа всего его времени, ведь в знакомых песнях и стихах отразились чувства миллионов людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *