Сентябрь, после школы жду автобус на остановке, чтобы добраться до дома. Сажусь в транспорт и открываю скачанный заранее фанфик.

Фанфикшн – происходит от английского словосочетания «fan fiction», то есть «фанатская проза». Под этим понятием подразумевают выдуманные истории, написанные фанатами по мотивам книг, телешоу, компьютерных игр, сериалов, аниме и других произведений поп-культуры. У фанфиков есть разные жанры, самые основные из которых – ориджиналы (оригинальные истории про выдуманных персонажей, которые никак не относятся к уже выпущенным произведениям кино или литературы) и AU (Alternate Universe, то есть альтернативная реальность, когда персонажи из одной вселенной попадают в другую). Все остальные жанры – это ответвления от двух основных.

Также в фанфиках есть канон и не канон. Канон – это то, что уже было придумано до фикрайтера (автора фанфика) и считается истинной. И есть не канон, что лично меня, как читателя, привлекает больше, потому что это возможность посмотреть на произведение совсем в другой плоскости. В «не каноне» фикрайтер придумывает свои пары между персонажами, свои миры, оставляя что-то от канона. Мне кажется, что главная особенность жанра – свобода. Автор может раздвинуть рамки канона и задать вопрос «А что, если?..», а потом сам же дать на него ответ.

Я поговорила с Елизаветой, автором фанфиков. Она развивается в этом направлении уже пять лет и смогла подтвердить мои слова: «Хочу сказать, что меня, как и, скорее всего, практически всех фикрайтеров, на работу в этой сфере подтолкнула какая-то недосказанность в сюжете. То, что автор не доработал, не увидел, но заметили фанаты и подумали, а вот что было бы, если… Что было бы, если бы этот персонаж не умер? Что было бы, если на город не упал метеорит?».

Зачастую говорят о том, что такие работы – просто «фанатский домысел», и никакой оригинальности и идеи в подобных работах нет. Как мне кажется, такие «эксперименты» во многом, наоборот, помогают жить фандому. Как большой любитель историй о «Гарри Поттере», последний раз я читала книги в 12 лет, а вот фанфики читаю регулярно, причем некоторые из них даже больше по объему, чем сами книги. Для самих фикрайтеров такие работы становятся отдушиной, возможностью прожить свои эмоции или проработать травмы. Из-за этого многие фикрайтеры наделяют своих героев всеми возможными проблемами. Иногда, перечитывая свои работы через некоторое время, авторы удаляют их или перерабатывают в оригинальные произведения.

Также существует целый пласт фанфиков, написанных по мотивам классических произведений. Здесь фанаты нередко пытаются переосмыслить уже давно известные сюжеты, например, дают героям иной финал, переселяют их в современность или даже соединяют персонажей разных авторов в одной истории. Мне кажется, что это интересно тогда, когда автор действительно глубоко погружен в классическое произведение. Например, когда фикрайтер пытается в силу времени и обстоятельств, окружавших героев, изменить их историю и часто трагическую судьбу. Но если автор пишет фанфик по классике просто чтобы написать новую любовную историю, не опираясь на оригинальное произведение, это отталкивает меня.

Очень часто бывает, что многие из популярных фанфиков перерабатывают в оригинальные произведения. Например, популярный любовный роман «Гипотеза любви» долгое время был фанфиком по вселенной «Звездных войн». И только два года назад автор Али Хейзелвуд переработала и выпустила его в качестве оригинальной истории, что принесло ей огромную популярность. И такое происходит нередко, ведь современные издательства часто приглашают в команду фикрайтеров, которых ищут на соответствующих платформах.

Культура фанфиков сейчас развивается очень активно, есть даже отдельные небольшие издательства, которые печатают их на заказ большими тиражами. Меня, как читателя, это очень радует, ведь можно получить любимый фанфик на бумаге, поставить его на полочку, иногда листать или даже перечитывать. Но я часто задумывалась о том, насколько этично публиковать работы про реальных людей в таких масштабах, не уведомляя тех, про кого они написаны. «Я считаю, что фанфики про реальных людей должны оставаться только на платформе по написанию фанфиков. Не надо навязывать живому человеку то, что ему может быть неприятно, так еще и получать с этого деньги», – поделилась Елизавета. До ее слов я никогда не задумывалась об этой проблеме. Покупая печатные издания, не размышляла о том, что эти работы могут быть неприятны тем людям, про которых написаны. Сейчас, немного переосмыслив это, я буду более избирательна.

Сейчас фанфики остаются одновременно спорным и популярным явлением. Для каждого они воспринимаются по-разному. Кто-то читает и пишет их для развлечения, кто-то через них готовит себя к более серьезным работам. Но так или иначе, они остаются пространством свободы, где можно задать вопросы, которые не осмелился задать сам «канон».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *