Вокруг суета. В небольшом помещении каждый человек занят своим делом, нет времени ни на что отвлекаться – все должно идти по графику. Который раз кричат «Снимаем!» и произносится номер дубля. Актеры чокаются бокалами, дружеская посиделка в баре в самом разгаре. За кадром все переставляется с такой огромной скоростью, что еле успеваешь переводить взгляд. Столько людей, внимательно проживающих каждую секунду и схватывающих все на лету. За съемками кино очень завораживающе наблюдать. И чтобы понять его внутреннее устройство, я поговорила с Андреем Лесным, ассистентом главного художника, работающим сейчас над сериалом.
Как вы пришли в киноиндустрию?
Я прошел курс режиссера кино за полгода и сам какие-то спектакли ставил. Потом мне товарищ предложил выйти к ним на смену рабочим, водителем худвагина – машины, которая возит всякий художественный реквизит. И я так и остался на пятнадцать лет. Я в принципе работал в разных департаментах и по разным направлениям. В кино достаточно узкий круг, если ты соображаешь и можешь что-то делать, то тебя просто куда-то зовут. Нужно просто много общаться, тем более, как правило, все друг друга знают. Проект отработал, оттуда люди потом пошли на другой проект, где кто-нибудь нужен. Говорят: «А не хочешь в Москву?» – так и едут.
Чем именно вы занимаетесь?
Художник разрабатывает концепцию фильма вместе с режиссером-постановщиком и оператором. Костюмы актеров, декорации – это придумывает художник, а ассистент, по сути, это все воплощает – набирает работников, стройматериалы. Иногда я выполняю функции художника, а он выполняет мои — все это перемешивается. Сначала приходит сценарий, его читают, потом выбирают объекты: квартиры, кафе, улицу и прочее. Далее приходим в какую-то квартиру: я, художник, режиссер, оператор, второй режиссер, ну и решаем: «Здесь нужно повесить занавески, прикрепить табличку, а тут шкаф убрать и поставить диван» – это все фиксируется и потом, собственно, делается.
Как обустраивается место на съемках?
С утра, например, на месте ничего нет, только дом и поле. Устанавливается караван. Он состоит из грим-вагонов, всяких костюмерных, светобаз (где хранится осветительное оборудование), генераторы, туалет, буфет. Далее уже приезжает съемочная группа, все расходятся по своим местам. Мы, художники, идем заниматься локацией, что нужно прибивать, отклеивать и все такое прочее. Видеоинженеры вынимают камеру, приходит режиссер, ему ставится стол, палатка, телевизор (плейбек) для просмотра отснятого материала.
Как обычно проходит съемочный день?
Съемки могут идти 24 часа – это клипы, реклама. А так, официально, съемочный день двенадцать часов, но иногда заканчиваем на час раньше или позже. Потому что, бывает, снимаем без полного сценария и по несколько локаций за день. Самое яркое впечатление у меня за эти полгода, как мы снимали за Петербургом, у старой финской мельницы. Шли проливные дожди, мы делали какое-то кладбище, выкорчевывали борщевики, носили мох для покрытия, бегали козы какие-то крашеные. И это приятно вспоминать, хотя было очень тяжело и плохо в моменте. Иногда съемки требуют выезда в другой город. Я вообще очень люблю экспедиции, это весело. Группу в сорок человек селят в одну гостиницу и какие-то истории обязательно случаются.
Часто ли происходят какие-то непредвиденные ситуации?
Они происходят всегда, этим работа и интересна – постоянно адреналин и второе дыхание. Вот, например, была у нас игровая коза, а она умерла, когда еще съемки не закончились. Ну а что делать? Кино надо снимать. Мы нашли в каком-то техникуме народного хозяйства козу, но немного не того цвета. И взяли грим, наподобие гуталина, перекрасили. Бывает, приехали, а какой-нибудь вещи из вызывного нет – это лист, приходящий ежедневно, там написан порядок смены. Он является частью КПП – календарно-постановочного плана, где расписаны все съемочные дни на какой-то период. Вот, например, съемки в Новгороде, где должен быть розовый кадиллак, а в городе их нет. В итоге первая часть сцены – это свадьба, съемка, как молодожены выходят из загса, а вторая часть – в Питере возле ТЮЗа, уже с кадиллаком.
Что для вас кино?
Вообще в принципе кино — это образ жизни. Кино тебя так просто не отпускает. Бывает живешь, что-то делаешь и скучно, а ты на пределе, мало спишь, решаешь тяжелые задачи. Большой плюс кино в том, что мы снимали в таких местах, где обычный человек никогда не может оказаться в принципе. От дворцов и особняков до воинских частей, полицейских участков, секретных заводов. Исторические фильмы – тоже очень интересно. Художники долго сидят в библиотеках, в архивах, смотрят, как в эту эпоху все было. В общем, без кино невозможно. Я пришел на площадку и просто понял, что я должен здесь находиться. Не каждый может работать в кино – бывает, люди, которые закончили институт кино телевидения, приходят на площадку и понимают, что у них не получится. Это очень тяжелая работа, и если у тебя есть силы и возможности, ты это сразу понимаешь.
Мир кино мне всегда представлялся как что-то сумбурное и активное. И это правда целая отдельная жизнь, которая никогда не сможет быть расписана в точности до каждой детали – так много событий, что за ними, бывает, не уследишь. Так постепенно и учишься подстраиваться под непредвиденные ситуации и находить из них выход, а это ведь очень важный навык. И благодаря кино, уловив этот неустойчивый ритм, начинаешь жить по-настоящему.