Церковь–дом Божий. Так часто говорят. И правда, в какую церковь не зайдёшь, везде важна атмосфера–множество свечей, запах ладана, полумрак и песнопения. Хор в церкви выполняет проповедническую роль – в музыке передаются христианские ценности и учения. Я спросила свою маму, хоровую певицу Исаакиевского собора Ксению Геннадьевну Симончук о её работе, и как она попала в это направление.

–Как и когда начался Ваш путь в церковном песнопении? Почему Вы выбрали эту сферу?

–В 90-х после распада СССР в России появилось право выбора религии, и многие молодые люди устремились в церкви. Я в 14 лет попала в православную церковь, где такие же молодые люди как я нашли себе хорошую компанию и начали петь в церковном хоре для подростков. Это было очень интересно, потому что мы путешествовали по разным областям России. Мы узнавали новые местности, общались с новыми людьми. И при этом пели церковную музыку, которая так же получила новое рождение в России. Снова зазвучали композиторы, которые давно были забыты. Наш певческий путь был построен исключительно на интересе вокала, то есть для молодёжи появилась новая возможность попасть не просто в хор, а в хор именно церковный. Чуть позже у меня были возможности устроится в театр Мариинский, Михайловский, но при том что я очень люблю оперную музыку, меня не привлекает сама жизнь артиста — когда ты должен быть в постоянных командировках, с огромным коллективом. Ну и потом, церковный хор давал больше свободы.

–Вы сейчас работаете в Исаакиевском соборе. Как Вам удалось попасть туда на работу?

Я всё время занималась вокалом с профессиональными вокалистами частным образом. Буквально с 16 лет и до последнего времени. В Петербурге я прошла по большим центральным соборам. То, что я услышала в Исаакиевском соборе привлекло мое внимание, и я не захотела работать нигде, кроме этого величественного места. Хор пел чисто, очень ритмично и в целом его звучание было сочным и профессиональным. В хоре была вакансия альта, я пошла на прослушивание, и меня взяли.

–Какую позицию Вы занимаете в хоре?

–В настоящий момент, я второй регент — церковный дирижер Также я пою в партии альта. В мои задачи входит проводить службы в будние дни и готовить нотный материал к службам в воскресные и праздничные дни, которые проводит главный регент.

–Как проходит подготовка к службе?

–У нас достаточно большая нотная библиотека, которая включает классику духовной музыки русских композиторов: Сергей Рахманинов, Павел Чесноков, Александр Архангельский, Виктор Калинников и много других композиторов, которые писали в разные периоды времени. Нужно подобрать произведение, желательно, чтобы оно подходило по тональностям, чтобы служба проходила достаточно гармонично. Так же нужно учитывать состав, насколько он полный. Если весь состав–15 человек, то можно брать большие произведения, которые имеют дивизи, то есть партии делятся на несколько голосов. Также это могут быть произведения с сольными партиями. В Исаакиевском соборе достаточно «музыкальное» духовенство, которое любит хорошую музыку и приветствует исполнение этих произведений. Конечно, мы согласовываем с главным регентом репертуар на службу.

Вы затронула тему состава. Кто туда входит?

–В хоре существует 4 партии, женские и мужские. В женские входят сопрано (высокое звучание) и альты (низкое звучание), а в мужские тенора (аналогично высокое звучание) и басы (аналогично низкое звучание). Как я и говорила, в составе хора 15 человек: 3 сопрано, 3 альта, 4 тенора и 5 басов.

Как Вы считаете, нужно ли быть верующим, что бы петь в церковном хоре?

–Люди, писавшие духовную музыку, в той или иной степени были верующими. Им был интересен и понятен текст. Поэтому неверующему человеку будет сложно передать то, что писал композитор. Возможно, технически все будет исполнено идеально, но сердце слушателя такое исполнение не тронет. Хоровая музыка сопряжена с текстом.  Если человек будет исполнять текст и не понимать о чём поёт, то ничего не выйдет. Конечно, чтобы передать эти чувства, человек должен иметь духовные ощущения.

По Вашему мнению, какая разница между духовным и академическом хором? 

–В идеале церковный хор должен быть академическим. То есть певцы должны иметь дирижерско-хоровое  образование. Хор Исаакиевского собора академический, в нем поют профессиональные певцы. А главный регент Лев Александрович Дунаев известный в Петербурге и за его пределами дирижёр.

Для меня Исаакиевский собор тоже считается особенным местом. И не только потому что он один из самых красивых и величественных мест в Петербурге, но и потому что там поёт моя мама. Каждый раз заходя утром в собор чтобы навестить её, я остаюсь на пол часика, чтобы насладиться этим моментом, её голосом и каждый раз меня пробивают мурашки от восхищения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *