За последние 30 лет стоматология успела сильно «эволюционировать» и перестала ассоциироваться у большинства людей со страхом и болью. Сейчас ребенку, да, по идее, и взрослому, можно поставить цветную пломбу, которую он будет воспринимать как карамельку. А болевые ощущения при лечении становятся все менее чувствительными, из-за появления более сильной анестезии и качественных инструментов. Я решила поговорить с Анной Андреевой – профессионалом в области детской стоматологии. И расспросить ее о развитии стоматологии, об интересных, запоминающихся случаях из практики, о нюансах этой профессии и о многом другом.
В каком заведении вы получили медицинское образование и трудно ли было поступить?
Я поступила в Первый Медицинский университет имени Павлова. До середины одиннадцатого класса я не знала нормально ни биологию, ни химию, это все было для меня чем-то неизведанным. Поэтому, во втором полугодии я «бросилась в омут с головой» и начала готовиться к экзаменам. У меня получилось, и несмотря на большой конкурс, я честными стараниями поступила на бюджет. До сих пор не понимаю, как.
Тяжело ли было учиться?
Да, во время первого курса я спала по 4 часа в сутки. Мы должны были заучивать латынь, анатомию и даже такие предметы, как математика, физика и история, которые только выматывали и не очень пригодились в будущем. Но спустя «экватор» — два с половиной года, потому что обучение в университете длилось 5 лет, учеба стала более профильной и интересной. Параллельно я работала в районной поликлинике, где и получила свой основной багаж знаний.
Помните ли вы своего первого пациента?
В голове осталось то, что, когда я была студенткой, ко мне на прием пришла знакомая. Надо было поставить пломбу химического отверждения. Трясущиеся рука, микромотор и отсутствие анестезии – это просто песня. Сейчас я вспоминаю этот момент с неким изумлением, но тогда, наверное, небольшой запас знаний, но, в то же время жажда сделать что-то самостоятельно, все пересиливали. Как я сейчас говорю, надо, чтобы рука «обнаглела». Страшно только в первые 10 лет работы. Кстати, недавно я виделась с этой женщиной, и, оказывается, у нее все еще сохранилась моя пломба.
Можете ли вы вспомнить какой-то необычный, запоминающийся случай из вашей практики?
Как-то раз пришла мама с ребенком, у которого во рту был полный «взрыв» — грубо говоря, все зубы разрушены. Я помню, как эта молодая мама лет девятнадцати, жуя жвачку, мне говорила, что она пришла сюда не зубы лечить, а выяснить, каким гелем их можно помазать, чтобы у малыша выросли новые.
Что вы обычно делаете, если ребенок не хочет лечиться?
Дети очень чувственные, и они никогда не сядут в кресло к врачу, которому не доверяют. Очень важно всегда приходить на работу с хорошим настроением и не показывать свои проблемы, потому что они чувствуют негатив. Интересный факт, что в нашей клинике почти все медицинские карты детей обклеены стикерами, напоминающими, какие мультики они любят смотреть. Вообще мультик – это один из способов успокоить ребенка, важно только узнать, что его интересует. Но бывает, что ребенка невозможно убедить лечиться, он сильно напуган или, например, у него в голове до сих пор сидит страх после прошлого неудачного опыта лечения, тогда приходится прибегать к общему наркозу.
Как «эволюционировала» стоматология с момента появления первых электронных стоматологических инструментов?
Конечно тогда, даже если врач работал аккуратно, не было безопасности и скорости, потому что микромоторы были очень слабенькими, и работа с ним была долгой и трудной. Сейчас высокоскоростные машины-турбины – это сказка. Например, из-за водяного охлаждения не возникает перегрева и нет запаха паленого зуба, который раньше всегда сопровождался в медицинских кабинетах. И очень часто дети и взрослые даже лечатся без анестезии, потому что высокая скорость и хорошее охлаждение делают лечение почти безболезненным. Микромоторы имеют право на существование, потому что сейчас они стали более удобными и усовершенствованными. Обычно я говорю своим маленьким пациентам: «ой, зайка, сейчас тебе в зубик смска придет» и некоторым деткам это нравится, и они не так боятся этого жужжащего аппарата.
Чем пломбы 90-х годов отличаются от тех, что вы ставите в наши дни?
Конечно, пломбы химического отверждения более устаревшие и не выполняют ту анатомическую функцию, которую можно сделать с помощью световых. Но, как альтернатива они все еще используются.
У меня есть большое количество пациентов, которые ходят с пломбами химического отверждения много лет. Но, световые пломбы – это эстетика, красота и наслаждение от работы и результата. Сейчас даже есть различные цвета для детишек, это им очень нравится и многие воспринимают пломбу, как карамельку во рту. Еще одно преимущество световой пломбы над химической — это то, что после световой дети могут не ждать 2 часа, а кушать сразу. По сути, пломбы 90-х годов могут держаться так же хорошо, как и те, которые поставлены с помощью современных инструментов, все, как всегда, зависит от врача.
За что вы любите свою профессию?
Я люблю свою профессию за то, что приношу многим детям моменты радости. Особенно если ребенок пришел с негативом и страхом, а ты смог сделать так, чтобы он доверился тебе и стал здоровым. Это многого стоит.
После разговора с Анной стоматология открылась для меня с новых сторон. По-моему, очень здорово, что в нашем городе есть такие профессионалы своего дела, которым ты можешь доверить свое здоровье. А они сделают все возможное, чтобы лечение стало не только безболезненным, но и комфортным.