В Аничковом дворце состоялась презентация десятого, юбилейного, выпуска «Живой газеты», посвященного профессии писателя. Мероприятие, прошедшее 17 октября, представляло собой беседу с приглашенными гостями, профессионалами в самых разных направлениях книжного искусства. Среди них – составитель нешкольных учебников по литературе, автор детективных романов и биографий, писатель-фантаст, создатель детских сказок и киносценарист. 

Первой гостьей стала Мария Черняк, известная в качестве автора и соавтора около десяти учебников. Она пишет пособия не для школьников, а для студентов вузов. «Наша система образования отдает предпочтение литературе девятнадцатого века, а двадцатый не предусматривает вообще. Поэтому мне как специалисту по современным произведениям мириться с этим болезненно», — так объясняет основную причину Мария Александровна. Мария также выбрала и назвала книги, которые хотела бы посоветовать к прочтению каждому: «Время всегда хорошее» А. Жвалевского и Е. Пастернак, «Дети ворона» Ю. Яковлевой и «Класс коррекции» Е. Мурашовой. Но есть ли смысл в чтении, когда для читателя смысл текста остается загадкой? Вряд ли. Для этого нередко требуются дополнительные знания о самом авторе, ведь часто его собственная история сильно отражается на творчестве. И следующая гостья программы занимается как раз составлением этих историй, иначе – биографий.

Речь идет об Инне Свеченовской – авторе детективных романов и биографических книг из серии «Жизнь замечательных людей». Среди них – жизнеописания Ванги, Леонардо да Винчи, Ганса Христиана Андерсена, Достоевского, Блока и прочих. «Для меня тот жанр, в котором я пишу, любопытен тем, что это всегда целое историческое расследование. Моя основная цель – сделать его интересным читателю, поэтому каждая моя книга помимо биографии может быть еще и детективом, и триллером, и драмой». Среди рекомендуемых книг Инна Валерьевна отметила «Три мушкетера» А. Дюма, «Агата Кристи. Автобиография» и «Борис Пастернак» Д. Быкова. Но все они состоят из исторических фактов, всегда таких четких и неизменных. Полная им противоположность – фантастика, где нет необходимости в этой строгости.

Игорь Вардунас как раз относится к тем, кто предпочитает писать книги, основываясь на собственной фантазии. Отправной точкой его литературной карьеры стало знакомство с книгой «Метро 2033». «Меня часто спрашивают, почему в современной литературе идет настолько сильная пропаганда какого-то насилия. На самом деле это не о пропаганде вовсе, это о том, что всего этого нужно не допустить, о том, что война – страшная вещь, которую романтизировать ни в коем случае нельзя». К уже упомянутым другими гостями книгам Игорь добавил антиутопию «1984» Оруэлла и фантастический роман «20 тысяч лье под водой» Жюль Верна. К сожалению, далеко не все видят в будущем образ идеального мира – скорее, даже наоборот. Потому фантастика насчитывает так много антиутопий и так мало утопий. Но если в фантастике практически нет места идеальным мирам, где их найти? Ответ прост – в сказках. Хотя их и принято считать больше частью фольклора, авторская сказка существует и сейчас.

Предпоследняя гостья, Анастасия Момот, нашла призвание именно в этом детском жанре. В ходе беседы с ней зрителям из зала был предложен некоторый эксперимент: попробовать продолжить сказку, начало которой задаст ведущий, и попросить Анастасию как профессионала в этом дать свою оценку. В итоге писательский талант юных участников она оценила очень высоко. Конечно, он нужен для любого из писательских и не только направлений. Даже не столько талант, сколько трудолюбие. И в профессии сценариста оно нужно особенно: помимо основного текста нужно расписать еще и декорации, и звуки, и свет, и многое-многое другое. И последняя гостья специализируется именно на написании сценариев.

Ее имя – Елена Цвентух, она автор-киносценарист. Ей принадлежит более 30 сценариев фильмов и сериалов, а с ее мнением считаются многие российские режиссеры. Свою профессию Елена считает не особо связанной с литературой: «В девяностые годы российские сценарии были художественно написаны, а сейчас мои коллеги по цеху переходят больше к их техническому варианту. Он нужен по большей части режиссеру и людям, которые занимаются декорациями и спецэффектами, и полноценным литературным творением назвать его нельзя».

На этом презентация выпуска подошла к концу. Помимо списка литературы для чтения я получила от нее возможность познакомиться не просто с книгой, но и с ее автором. И теперь я знаю ответы на вопросы, о которых раньше даже не задумывалась – например, сколько профессий должен меть писатель-фантаст или почему писатели не читают книг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *