В нашем городе есть здания, которые уже не используются по своему назначению и пустуют.  Им можно найти новое применение, сделав из них общественные пространства. Сейчас в Санкт-Петербурге есть несколько таких проектов, один из них — Севкабель порт на Васильевском острове, который находится на Кожевенной линии 40, на берегу Невы.

В девятнадцатом веке эта территория считалась окраиной города, там находились фабрики. Один из заводов принадлежал торговому дому «Сименс и Гальске» и производил электрокабели. Сначала он носил имя «Северный кабельный завод», а потом «Севкабель». Отсюда и пошло название, которое используется до сих пор. Когда производство завода перенесли в Московскую область, на месте бывшего цеха решили сделать общественное пространство. В 2017 году Алексей Онацко, куратор проекта и урбанист, собрал команду и начал модернизировать промышленные ангары.

Впервые я посетила Севкабель в 2018 году, и в тот раз мое знакомство с Портом прошло коротко. Я вошла через массивные ворота — четыре длинные панели, и сразу как будто оказалась в другом мире. Справа от входа я увидела ангар. Выглядел он впечатляюще, в кирпичные стены были вмонтированы большие прожекторы, от которых шел теплый свет. Внутри раньше хранили материалы, а стали проводить выставки, например, я сходила на экспозицию о ретро автобусах. Я вышла на улицу и подошла к одному из фургончиков с выпечкой, который стоял возле длинного низкого здания —  фудкорта с ресторанчиками, в которых готовят блюда разных стран: Израиля, Мексики, Японии. Я перекусила и направилась на набережную, это место раньше использовалось для погрузочно-разгрузочных работ. Там сделали большой газон прямо у воды, поставили скамейки, и я провела некоторое время, смотря на залив. Тогда весь Порт можно было обойти быстро, несколько зданий еще были закрыты на реконструкцию.

Снова я решила заглянуть в Севкабель в этом году. Я заметила, что Порт сильно расширился. Старый ангар теперь называется УКТ – участок кабельной тары – в память о его прежней функции. Там проходят фестивали, например, сейчас — «Путь домой», его цель — найти дом животным из приютов. Рядом с ангаром открылся филиал библиотеки имени Маяковского. Недалеко поселились модные магазинчики, многие продают одежду и аксессуары. Меня заинтересовал магазин «Beautiful Birds» — это российский бренд, создающий женские сумки из натуральной кожи. Бренд интересен тем, что каждая его сумка названа в честь птицы, например, кукушки и орла. Выставки из УКТ перенесли в Цех – в прошлом место, где производили кабели, а теперь здание в несколько этажей, закрашенное яркими граффити. На экспозициях можно узнать об известных личностях: Балабанове, Цое, группе «Король и Шут». После Цеха я направилась к «Полю» — большому свободному  пространству, где летом проходят концерты, а зимой открывается каток. Пройдя через поле, я попадаю в новую часть Порта — Исткабель. Это продолжение длинной набережной, где есть фотозоны, качели, беседки и даже свой спортклуб. Изучив набережную, я решила вернуться к «Полю» и посмотреть на дворики Исткабеля. Тут расположились фотостудии и лофты, а также театр под названием «Невидимый театр», режиссер которого — Семен Серзин. В нем ставят спектакли и показывают премьеры еще неизвестных авторов. Дворики Исткабеля запомнились мне граффити на стенах, которые были сделаны для выставки «Проект двор». На одной из работ художницы Ульяны Полоз я увидела человека, который держит в руках газету, и как будто пытается раствориться в информации, которую там находит. Мне очень запомнилось это граффити, потому что пока я на него смотрела, я задумалась о свободе творчества, которую никто не в силах сдерживать. Ведь этот проект не закрасят краской под цвет самого здания, как это часто происходит.

Мое отношение к Севкабелю двойственное. Я не люблю большие сборища людей, шумные концерты и фестивали. Но у Порта есть и другая сторона, связанная с его историей, локациями и творчеством. Мне кажется, именно благодаря тому, что в Порту есть разные места, где можно провести время одному или в большой компании, он стал таким популярным. Думаю, братья Сименс не могли даже подумать, что станет с их заводом через каких-то 150 лет.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *