Вы знали, что у Государственного Эрмитажа есть своя покровительница – святая Екатерина? 7 декабря — ее день, поэтому ежегодно в начале зимы проходят так называемые Дни Эрмитажа. К ним была приурочена выставка «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art». Она проходила в Главном Штабе с 12 декабря по 17 апреля 2022 года и была посвящена направлению современной модной фотографии

При входе в обычный прямоугольный зал Главного Штаба, в глаза бросается конструкция посередине, похожая на лабиринт. На стенах лабиринта висят картины, которые из-за большого количества людей трудно рассмотреть издалека. Подхожу поближе и выясняю, что это фотографии выставки «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art».

Выставка была организована Государственным Эрмитажем совместно с фондом Still Art, основанным Еленой Карисаловой в 2018 году. Фонд управляет самым масштабным собранием западной фотографии в России. Сейчас в его коллекции насчитывается более ста тридцати работ авторов, сформировавших эпоху красоты, моды и женского тела в мире фотографии. Самый ранний снимок на выставке — «Корсет Mainbocher» Хорста П. Хорста, который датируется 1939 годом. Вроде бы, в нем нет ничего необычного: со спины изображена девушка, затягивающая корсет. Но меня привлекли легкость и в то же время грация героини. Пройдя дальше по лабиринту, я обнаружила эротические фотопортреты 1970-х, обложки с супермоделями и постмодернистские непринужденные фотографии 1990-х годов. К примеру, работу Жерара Рансинана «Танец», в которой прослеживается связь с одноименной известной картиной Анри Матисса. На работе я увидела шесть людей разного возраста, разного пола и с разным цветом кожи. Все они держались за руки, стоя в кругу. Это, как нельзя лучше, продемонстрировало мне равенство всех людей в обществе. 

В начале прошлого века модные журналы начали набирать популярность. Фотографии в них использовались для рекламы одежды и аксессуаров и получения прибыли. Со временем, люди осознали и научились использовать ее для самовыражения, она стала предметом искусства. «Фотография не так давно попала в музейные стены. Она казалась чем-то несерьезным, преходящим, понимаемая как «общедоступное искусство», — рассказывал на открытии выставки Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Я считаю, что развитие фотографии в этом направлении очень важно, так как мир меняется и вскоре имена известных фотографов будут запечатлены в истории наряду с именами великих художников. 

Нельзя точно сказать какая фотография привлекла больше всего внимания посетителей, но назвать «фаворитов» каждого десятилетия можно. Из фотографий 60х самой интересной оказалась работа Ормонда Джильи «Девушки в окнах». Она смотрится очень эффектно, так как на ней изображены 43 модели, стоящие в оконных рамах пятиэтажного здания, каждая из них — в неповторимом наряде. У всех разные образы и, самое важное, разные эмоции. Если разглядывать каждую, можно простоять рядом с работой около часа.

Довольно необычно выглядит серия фотографий с Натальей Водяновой в тематике «Алисы в Стране Чудес». Чего там только не увидишь: и Жан-Поля Готье в образе Чеширского кота, и Карла Лагерфельда в роли Герцогини. Немало внимания посетителей также получила и его фотография зимой под зонтом на фоне собственного дома, которая была выбрана ведущим изображением выставки.

Но лично на меня самое сильное впечатление произвела работа Артура Элгорта. На ней изображена Клаудия Шиффер, сидящая в белоснежном платье от Valentino на красивом черном лакированном автомобиле. Вокруг нее толпа репортеров, прохожих, охранников, но она, не обращая на них внимания, продолжает гордо позировать, смотря в камеру. То, как она сидит, ее гордый взгляд, то, с каким достоинством она подает себя, делает простое белое платье, одетое на ней, королевским. Играя на контрастах ослепительного платья и обыденно одетых людей вокруг, автор хотел показать чувство одиночества в толпе. На их фоне она выглядит как белая ворона. 

В отличие от репортажной или уличной фотографии, модный снимок делается не быстро. За щелчком затвора стоит долгая подготовка, выбор модели, локации, образа, макияжа, атрибутики. Мода — это мир, к которому хочется принадлежать, но быть в нем очень сложно. Именно благодаря снимкам, на придумывание и создание которых потрачены большие усилия, появляется такой шанс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *