Реставрация у меня ассоциируется с запахом клея, лака, дерева и красок. А еще с долгой работой над старыми-старыми предметами искусства, на которую уходят недели. Егор Тютиков – один из представителей этой деятельности. Правда, попал в профессию он совершенно случайно. «С детства очень любил что-то ломать и потом это чинить, чтобы не дали по ушам за сломанную вещь», – вот и все предпосылки. Поэтому, закончив институт по специальности инженер авиадвигателей, Егор пошел работать в реставрационно-столярную мастерскую подмастерьем. Первые несколько месяцев тогда еще начинающий мастер присматривался к профессии и набирался опыта, а потом появились и заказы. Самым первым был «потертый и убитый» стул, который и стал своеобразной отправной точкой становления реставратором.

И так как на стуле дело не закончилось, со временем стали появляться и другие, самые разнообразные заказы. Как оказалось, в мастерских реставрируются не только исторически ценные предметы искусства или винтажную мебель, но и старинные детские поделки. Ну и, конечно, чаще всего приходят заказы на не очень сложные столярные восстановительные работы. Пример: задача по разборке, чистке гнезд и шипов от старого клея и сборке шести стульев.

Но в любой работе помимо обыденных заказов имеют место быть и любимые. Для Егора любимой частью работы над изделиями стало восстановление элементов резьбы на мебели. Это крайне трудоемкий процесс, требующий ювелирной точности и ряда умений, по типу позиционирования и 3D моделирования, которые приобретаешь после долгой практики. Ведь благодаря этим навыкам мастер может максимально точно четко представить у себя в голове весь орнамент и не испортить его во время работы. К сожалению, такие работы очень редки из-за необходимой высокой квалификации специалиста и, как следствие, высокой стоимости. И если заказ на восстановление резьбы мог показаться сложным, то на первый взгляд непосильная задача восстановить киот (особого украшенного шкафчика для икон) из трухи запомнился Егору навсегда. Нечто, бывшее когда-то киотом, но теперь полностью изъеденное кем-то, нужно было восстановить, и, через время, палки снова стали красивым и прочным киотом, а труд был полностью оплачен.

Один из важнейших этапов реставрации – подготовка дерева. Его нельзя сразу пускать в работу из-за внутренней влажности, поэтому сначала бревна отправляют в сушильные камеры, в которой они может треснуть или погнуться. В обычной камерной печи дерево должно провести пару лет чтобы полностью просохнуть от влаги, но самые новые камеры могут сэкономить это время. А после сушки начинается распил на доски. Центр дерева чаще всего не используется, потому что он самый влажный даже после длительной сушки. Из оставшегося бревна делаются ровные доски, которые позже и используются в работе.

И если говорить о реставрации, нельзя не сказать об инструментах, в ней использующихся. В этой профессии есть тысячи совершенно разных приспособлений для работы, но, конечно, есть и те, что используются постоянно. Один из таких инструментов – распилочная пила, которая используется для роспуска дерева на доски. Без нее было бы крайне сложно подготавливать бревна определенных размеров к работе. Еще постоянно используется стамеска. Ей подрезают что-то, очищают гнезда от старого клея или лака, удаляют ненужные детали. У каждого столяра-реставратора есть как минимум пять стамесок разных размеров и разных стран производства. Еще один важный инструмент в реставрации – рубанок. Используется для выравнивания поверхности, сколу деревянных деталей и тому подобного. И, наверное, самый забавный инструмент первой необходимости – резиновый молоток-киянка, которой разламывают мебель.

В целом, реставрация все еще ассоциируется у меня с запахом клея и красок, но теперь к списку ассоциаций добавляются долгие часы заточки инструментов, кропотливая работа над различными деревянными изделиями и ряд травм, которые хочешь не хочешь, но получаешь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *