Недавно я ждала подругу и решила прогуляться вокруг кинотеатра «Родина». Я бродила по знакомой лестнице, разглядывала афиши. Но  когда зашла внутрь,  постепенно стала замечать, что сейчас показывают в основном российские фильмы, а  если это военный боевик или очередная незатейливая комедия — крутить его будут каждый день. Мимо меня прошли две женщины.

— Посмотри, Соня, а наши-то тоже снимать умеют!

—  Вот хоть актриса красивая, блондиночка такая, а то Голливуд — это ж все на одно лицо.

Я задумалась о том, что будет с киноиндустрией через несколько лет. Что будут показывать в кинотеатрах, что интересно зрителю. Современный  российский кинематограф, который многие люди не смотрят из принципа и не воспринимают всерьез, —  это  тема бесконечных споров. Некоторые считают, что после чистых и светлых советских фильмов смотреть что-то вроде «Бабушки легкого поведения» абсурдно. А многие вкладывают в просмотр такого кино другой, более глубокий и не всем понятный смысл, считают это патриотизмом и гордо говорят: » Ничего не знаю, мне вот нравится!». А многим и правда нравится. Но так ли все просто на самом деле? Неужели российский кинематограф сегодня —  это пошлые шутки или пресные любовные истории? Или у него еще все впереди? Я решила поговорить с кинорежиссером Никой Рубинштейн о том, как развивается современное российское кино и как работают молодые режиссеры.

— Каково это – учиться во ВГИке? Совпало ли твое «ожидание/реальность»?

— Вообще-то когда  я пошла учиться во ВГИК, мама сказала: «Ради бога, у тебя все равно ничего не получится». Я поступила, хотя была готова пробоваться лет 5… Хотя я всегда думала, что это вышло случайно, я удачливая. Я думала, буду делать кино и найду друзей, товарищей, а по итогу однокурсники-гении, богема и равнодушный мастер. Но я всегда была уверена, что правильно выбрала профессию, хотя это большая редкость. Я выбрала то. Хотя эмоциональные качели были во ВГИКе это от «смотрите, я гений» до «пойти бы мне убиться». Главное, не переставать познавать, переживать, придумывать. Надо наблюдать за собой, рефлексировать и самое главное — совершать кучу ошибок. По итогу может получиться что-то хорошее.
— Как ты относишься к советским фильмам?

— Я думаю, советское кино либо недооценивают, сводя все к уж совсем  незамысловатым комедия, либо переоценивают, считая, что светские фильмы — сплошные шедевры, а мы, вот такие бездетные, все потеряли. Советские фильмы обязательно нужно смотреть, чтобы изучать кино — это огромный пласт нашей культуры. Но как и в любую эпоху, они очень хорошо ее отражают. Поэтому надо смотреть абсолютно разные фильмы, в том числе и вроде  «Броненосец Потемкин», хотя это может казаться скучным и бессмысленным. Это как изучение истории: нельзя сразу прийти к Октябрьской революции ничего не зная, скажем, про век 19.

— Почему советское кино так популярно и сегодня ?

Во-первых, если говорить про комедии, то это фильмы, сделанные с душой. В них нет примитивного юмора, наоборот, они сняты для думающих людей,  тогда режиссерам приходилось  говорить о вечных проблемах изощренным эзоповым языком. Возможно, поэтому сегодня вечные вопросы, которые затрагивали в  фильмах по-прежнему выглядят остро и злободневно. Ну а если говорить про другие жанры, самое важное в советском кинематографе это то, что такие фильмы светлые,  добрые и они как будто возвращают в детство даже тех, кто в СССР не жил. И дело в этой пресловутой «атмосфере», а в актерской игре, конечно, сюжете, и музыке. После таких фильмов остается теплота в душе, это и цепляет многих зрителей.

Что касается моих любимых фильмов, это  «Собачье сердце», «Покровские ворота»,  «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «А если это любовь». Это совершено разное кино с разным контекстом, но, думаю, в подростковом возрасте их интересно и легко смотреть, именно их я советую многим знакомым, которые еще начинают разбираться в советском кинематографе.

А кино перестройки — это…?

— О, это моя самая любимая и противоречивая тема. Когда я поступила во ВГИК, то при словах «кино 90х» плевалась, думала, что это безвкусица. Ну думать же надо о высоком. Сейчас мне смешно и вообще-то странно, что меня взяли во ВГИК с такими инфантильными рассуждениями. Кино 90х — это отдельный мир, мне кажется, это самые свободные и неординарные фильмы в нашей истории.  И ты спрашивала про то, какие фильмы будут актуальны сегодня. Так вот именно кино 90х, кино очень непростого времени, дает надежду. Я думаю, можно посмотреть «Астенический синдром», «Интердевочку» и «Ширли — Мырли». Это первое, что пришло на ум, но лет в 17 я это смотрела с удовольствием, поэтому для тех, кто теряется в кино 90х, эти фильмы будут приятным откровением.

— Нужно ли сейчас сложное авторское кино?

Хорошее кино думающим людям нужно всегда. Та же Анна Меликян, у нее есть потрясающий фильм «Русалка». С одной стороны, тяжелое кино, но с другой, после него сразу возникает ощущение полета. Наверное, сейчас будет нужно именно такое кино: легкое, вдохновляющее, но при этом оставляющее какое-то след, заставляющее подумать.
— Что будет с российским кино в ближайшие несколько лет,  что изменится и как оно будет развиваться?
— Можно минуту молчания? Шучу.  Российское кино… Ситуация сложная, конечно, но у нас кино живучее, так что я верю в его развитие. Да в конце концов, можно и снимать кино уклоняясь, но все это делают по-разному. Чтобы у нас сейчас делал Балабанов, я, честно говоря, не знаю. Он снимал и «Брат 2», и «Груз 200» — абсолютно разные фильмы.  Кроме того,  у нас уезжают потрясающие режиссеры, уехал, например Кантемир Балагов. Уехал кинокритик Антон Долин, уехал Серебренников, Звягинцеву не дают снимать. За кем будущее, сказать сложно. А какое-то кино типа «Елок» и «Иронии судьбы-2», оно да, выпускаться непременно будет. Каждый жанр имеет право на существование. Не все хотят идти в кино и рассуждать о судьбе народа, кто-то хочет просто  поесть попкорн и расслабиться. Несколько моих однокурсников, например, снимают сейчас свои первые серьезные фильмы, жизнь как-то идет … в любом случае, из ВГИКА ежегодно выпускается больше  100 режиссеров, я думаю, что на них вся надежда. Каждый из этих ребят, они же все творческие люди, впитывают  все, как губка. Надеюсь, они смогут найти ответы на вопросы, которые сейчас так всех волнуют и отразить реальность, может и каким-то окольными путями.

После разговора с Никой я больше узнала о профессии режиссера и изменила свое мнение о российском современном кино. Я поняла, что недооценивала его как искусство, смотря не него поверхностно и не понимая, насколько точно кино отражает все происходящее и как оно необходимо сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *