Гуляя по Эрмитажу иди другим музеям, я часто вижу картины, на которых изображены люди в величественной позе, в нарядной одежде, с дорогими украшениями. Это парадные портреты. Их целью было возвысить заказчика и показать все его величие. В XVII-XIX веках позволить себе такие работы могли только правящие семьи и высшая знать. Но уже в те времена некоторые художники изображали крестьян, поваров, служанок. К ХХ веку изменились ценности и структура общества, а потому изменилось и искусство. Мастера стали экспериментировать с цветами и формой. Так зародился противоположный жанр – непарадный портрет. Именно ему была посвящена выставка «Лики. Лица. Морды», проходившая в Русском Музее с 29 января по 10 марта 2022 года.

Название мероприятия было взято из строки стихотворения Фета «Свет ночной, ночные тени». Основной целью выставки было показать разностороннее творчество Анатолия Зверева из личной коллекции московского музея AZ. У входа был стенд с биографией художника. Здесь говорилось, что кисть Зверева узнаваема благодаря ярким мазкам на фоне и четким темным линиям на лицах. Зверева считают одним из самых ярких советских представителей неформального искусства. Еще при жизни Анатолия, в 1950-х годах, его работы разлетелись по миру и оказались в лучших коллекциях Европы и Америки.

Работам художника отвели весь первый зал. Сразу в глаза мне бросился цикл «Женщины», на картинах которого при помощи цвета изображены абсолютно разные эмоции. К примеру, на одной из них мы можем видеть крупные синие и голубые и аккуратные зеленые мазки, которыми написаны глаза. Ни одна из картин серии не имеет названия, но я почувствовала, что глаза у героини грустные. Мария Титова, смотритель Русского музея, поделилась: «Наибольший интерес у посетителей первого зала вызывают написанные в разных техниках и с разных ракурсов автопортреты Зверева: «Глядя на эти работы, можно проследить за фантазией художника, за тем, как ему раз за разом приходили в голову идеи нарисовать себя с того или иного ракурса».

Работы многих художников ХХ-ХХI веков отличаются от парадных портретов еще больше, чем полотна Зверева. Во втором зале выставки были представлены картины, которые общаются со зрителем образами, — абстрактные портреты. К примеру, на работе Натальи Турновой «Запредельное» изображено почти полностью чёрное существо с ярко-оранжевыми глазами и носом. У меня появилось некое ощущение контраста между странными изображениями на холстах и парадными интерьерами дворца.

В третьем зале также были представлены наиболее необычные работы. Больше всего мое внимание привлек автопортрет Леонида Пурыгина в парадной форме генералиссимуса. На полотне изображался человек, часть которого была сделана из других маленьких человечков, их голов или парашютов. Когда я смотрела на этот необычный, немного пугающий образ, у меня возникла мысль, что все большое в мире состоит из чего-то малого, не менее важного. Также в этом зале было слайдшоу с фотографиями всех художников.

Я считаю, что непарадные портреты очень важны для искусства и для человечества в целом, так как, в отличии от парадных, они дают нам возможность не только увидеть внешность, но и почувствовать что-то. Да, возможно современное искусство не для всех, но кому-то оно точно надолго западет в душу и заставит задуматься над некоторыми произведениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *