Трое мальчиков сидят на набережной. Они наблюдают за самолётом-амфибией. Светлое, с мелкими, разорванными облаками, небо. Штиль. Полдень. Это сюжет достаточно известной картины Александра Дейнеки «Будущие летчики». Она и еще около трех сотен произведений, таких как «Девушка в футболке», «Кондукторша», «Мать» будут выставляться с 18 ноября по 19 января в Центрально Выставочном Зале Манеж. Эта выставка посвящена 150-летию Александра Александровича Дейнеки – крупного деятеля искусств, народного художника СССР. Молодость художника выпала на важнейшие события истории нашей страны – 1918-1919 года. Юный Александр составлял агитпоезда, оборонял Курск от белых. Учился у Фаворского, встречался с Маяковским. Вместе с работами Дейнеки в Манеже показаны работы «напарника по цеху» советского реализма и тёски Александра Самохвалова. Был отчислен из школы за участие в «школьном революционном движении». Учился у Петрова-Водкина. Афиша выставки напоминает плакат футбольного матча: Дейнека-Москва-Фаворский против Самохвалов-Ленинград-Петров-Водкин. Две разные школы, два разных человека, а тема одна – жизнь обычных людей времени первых пятилеток. Войдя в помещение вы сразу поймёте куда идти – На всю ширину зала перед вами встанет стена, по центру – короткий коридор, ведущий к большим ступеням. Также перед вами есть экран, по которому постоянно показываются сцены из спортивных соревнований тех лет. Это увертюра, подготовка к основному действию. Далее просмотрев 20 минутный ролик и пройдя по коридору, вам надо определится куда пойти: налево пойдёшь биографию Дейнеки найдешь, направо на автопортрет Самохвалова наткнёшься. Основная же выставка разделена на 6 крупных блоков: Спорт, Труд, Тело и дети, Герои, Война, Мир. Каждому блоку присвоен свой цвет. Война и Герои – красный. Спорт – жёлтый. Труд – чёрный. Тело и дети – синий. Мир – зеленый. К тому же организаторы поработали и над самой атмосферой: полутёмные залы Труда, подталкивающим на размышления звуки фортепиано и контрабаса – всё помогает проникнуться самой жизнью, попробовать представить жизнь человека, прошедшего через революцию, стремящегося к свету и подвигу. Само течение – советский реализм, создано для демонстрации жизни такой, какая она есть. В работах Самохвалова и Дейнеки вы не найдёте обширной цветовой палитры – все полотна примерно одинаково красно-жёлто- коричневые или зелёные. Здесь нет каких-то сложных технически приемов – в большинстве своём это крупные мазки, простая композиция . Но только в этой простоте внешней можно найти истинный образ жизни гражданина Советов. Вот например, зауряднейший человек – кондуктор. Самохвалов посвящает ей картину «Кондукторша», более того, он изображает ее как святую, как защитницу – крупная дама с перевязью из непроданных билетов, напоминающую бинты, с сумкой, где лежат деньги, похожей на суму медсестры, к тому же подобие нимба над головой. Обычный работник предстаёт героем, тем кто-несет истинный подвиг – подвиг честного труда. Пройдя все залы, все составные части нашей жизни, от Спорта до Мира, у тебя остаётся интересное ощущение, необычный контраст. Советская выставка в античном здании, идеология в современном мире, ты действительно окунаешься в эпоху. Например у меня, в течение посещения этой выставки с треском провалился стереотип жестко цензурированной, сильно дисциплинированной советской жизни. Мне показали жизнь с противоположной стороны. Смотря на картины Самохвалов и Дейнеки, я не могу сказать, что они страдают или они не довольны своей жизнью. Люди просто приняли условия и начали наслаждаться тем, чем можно.