Игровая природа куклы, ее способность принимать на себя образ, ее причастность к «повторенному человеком миру» роднит ее с темой театра и актерской игрой. Кукла как объект выступает посредником и участником своего рода спектакля. В качестве магического двойника, играющего роль, она предоставляет человеку повод посмотреть на свои эмоции со стороны и, возможно, познать самого себя.

С 6 ноября по 12 декабря в Arts Square Gallery в рамках Театральной Олимпиады 2019 проходит выставка авторской художественной куклы «Театральная шкатулка». Основной темой экспозиции стали размышления авторов о механизме театрального представления: волшебстве перевоплощения, лицедействе, создании образа, о способах воздействия на зрителя и получения зрительских эмоций.

Пространство выставки представляет собой три достаточно просторных зала. Два из них ярко освещены, третий же освещен приглушенно. В нем, в отличии от двух других, выставляются не куклы, а экспонаты, так или иначе связанные с балериной Анной Павловой — ее костюм, некоторые личные вещи, краткая биография, фотографии.

Но особенно мне запомнились экспонаты серии «Теплые истории» Ирины Андреевой. «Теплые истории» – это куклы, сваляные из шерсти. Их всего шесть: шерстяное алоэ, герань, маленькая девочка, беременный валенок и валенок с потомством. От уголка с «Теплыми историями» так и веет уютом, а глядя на эти куклы невозможно не умилиться.

Также во многие куклы был заложен глубокий смысл, как например в куклу Народимовой Имы «Время», которая отражает то, как неумолимо оно бежит. Эта кукла представляет собой шагающего человека. Но этот шаг далеко не бодрый, а скорее наоборот: мужчина сгорбился, на его лице отражена усталость, а вместо одной ноги деревянная палка. На нем надет плащ, который ближе к низу постепенно превращается в часовню стрелку, а сам мужчина держит в руках шарманку, как будто медленно играя на ней. Эта кукла как бы застыла во времени, кажется, что кто-то вот-вот нажмет кнопку, и мужчина вновь пойдет, играя на своей шарманке.

У большинства посетителей выставка вызывает восторг, «прямо глаза разбегаются». Но и тех, кто здесь не впервые, выставка найдет чем заинтересовать: они смогут найти для себя что-то новое или придут, уже зная, на что хотят обратить особое внимание, как например Анастасия: «Я здесь уже второй раз. У меня здесь подруга была, ей очень понравилось. Она показала мне фотографии, и я заинтересовалась. Я ожидала, что все будет не так разнообразно. То есть здесь есть абсолютно разные направления, какие-то куклы нравятся, какие-то меньше. На самом деле ожидания были увидеть не такую красоту что-ли. Больше всего впечатлила комната Анны Павловой и “Теплые истории”, ради них я, наверное, и пришла второй раз»

На выставке прежде всего поражают масштаб, разнообразие и деталировка. Все куклы абсолютно разные, их довольно много и каждая, даже самая, казалось бы, незначительная деталь, выполнена с удивительной аккуратностью и изяществом. Глядя на них, можно придумать тысячи историй, о многом подумать.

На выставке представлены работы ведущих российских художников-кукольников, членов Секции художественной куклы Творческого союза художников России, председателем которого является Светлана Румянцева, и Экспериментальной творческой мастерской «DollArt.ru», куратор-Александра Худякова. Представленная экспозиция включает в себя в том числе работы из личных фондов художников, предметы из частных коллекций, например собрание Елены Громовой.

Искусство куклы в России получило особое развитие, зародившееся в конце 20 века в среде профессиональных художников, которые нашли в искусстве куклы уникальный художественный язык, отличающийся от всех известных видов современного искусства. Произведения российских кукольников отличает интеллектуальный подход в выборе образа, безупречный вкус в решении пластических задач. Но современным художником еще предстоит раскрыть все грани и возможности этой темы, создавая яркие образы, не просто фиксирующие жизнь, но приоткрывающие занавес в другой мир — мир представлений человека о самом себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *