Я совсем не помню себя с первого по седьмой класс. Наверное потому, что подсознательно хотел забыть. Тогда я был толстым стеснительным мальчиком, закрытым и злым. Нигде не принятым. Из того времени я помню, как постоянно боялся сказать свою мысль на уроке, боялся не согласиться с кем-то. И плакал на занятиях по фортепиано, и просил маму идти со мной, чтобы мне было не так страшно. Я совсем не помню того, что было до школы. Знаю по историям мамы. Знаю, что однажды громко смеялся в трамвае со старшим братом, и когда одна женщина сказала мне: «Замолчи, или я тебе сейчас рот скотчем заклею» — я гордо ответил «тогда я тебя в помойку выброшу». Знаю, что хотел идти в детский садик сам, и говорил маме, выходя из дома «не иди за мной, я сам дойду, иди в другую сторону», а она шла немного позади, и я видел это и злился, и топал ногой. Почему всё так изменилось? Когда и куда ушёл этот маленький человечек, маленький, но по-своему сильный?

Думаю, он ушёл, когда начался первый класс. Не подружился с учительницей, она на меня, как говорит мама, часто кричала, я сначала отвечал, потом стал бояться и молчать. И наверное, стал воспринимать школу, как враждебное место и быть в нём более закрытым. Не общался с одноклассниками, относился ко всему формально. И ко мне относились так же – есть, и ладно. А так как школа – цитирую учебник по обществознанию – «важное звено в цепи социализации»- я воспринимал её как главное место, а свою модель поведения в ней – как единственную возможную. Так начались мои проблемы в социализации.

Чаще всего, причина, по которой подросток не может найти общего языка с обществом – он сам закрыт, сам не хочет принимать своих одноклассников. И сам боится открываться им. А это часто связано с тем, что он ни с кем не сходится интересами, жизненными ценностями. Подстраиваться под их интересы не хочет подросток, а принимать его таким, какой он есть не хочет общество. Я связываю это с тем, что мы – подростки, редко умеем и хотим понимать друг друга, нам легче говорить «кто не с нами – тот против нас». Я говорил так, и, наверное, говорю и сейчас. И так же мне отвечали мои одноклассники. А с развитием интернета реальное общение в жизни стало не столь необходимым – можно уткнуться в телефон и не видеть глаз человеческих. Это ведёт к тому, что общение налаживается сложнее – уменьшается необходимость.

Я думаю, длительное неприятие человека в обществе оставляет в нём много плохого – закрытость, страх к новому общению, потому что человек боится быть непонятым и раздавленным. Отсутствие собственного мнения или страх его выражать – потому что человек долгое время пытался попасть в общество, куда попасть не мог, и в жертву ему приносил своё мнение, а иногда и свою индивидуальность. Не всегда, но часто – эгоизм, как привычка быть одному и заботится о себе. Злость на мир, часто мысли о том, что весь мир – скучен и плох, потому что человек в жизни видел скучное и плохое. И проблемы с самооценкой – заниженная, то есть «они не принимают меня, потому что я ничтожен», или завышенная – «они не принимают меня, потому что им меня не понять». А иногда, получается странная смесь из того и другого.

И всё-таки я вижу кое-что очень важное, что даёт неприятие в обществе – глубина. Это очень расплывчатое понятие, но я постараюсь объяснить. Почти все мои друзья, у кого были непонятки с обществом (а я недавно осознал, что у всех моих друзей были и есть проблемы со своими обществами) начали создавать внутри себя что-то недоступное никому и оттого очень сильное. Кто-то читал книги, кто-то разбирался в философии, кто-

то писал стихи, кто-то играл в театре. Человека не принимают в одном месте – и он идёт искать другое, или создаёт своё место сам. Есть мотивация искать спасение. И от этого появляется глубина – что-то, чего нет у сверстников.

О причинах, последствиях и выходах и проблем с социализацией я поговорил с психологом Ильёй Зимняковым: «Проблемы подростка в социализации могут быть связаны с разными факторами — как внутренними, так и внешними. Прежде всего — семья. Если подросток растет в среде, в которой его часто порицают и наказывают, вероятно, в общении со сверстниками он будет более закрытым и безынициативным. Молодые люди, которые по своей природе не нуждаются в большом круге друзей, могут отстраняться от общества в целом. Иногда подросток остаётся за бортом из-за желание выделиться в обществе, защитить свои социальные интересы, но к такому исходу может привести и динамика в самой социальной группе: часто взаимодействие молодых людей приводит к появлению некоего козла отпущения, который в итоге становится изгоем. Из-за этого у подростка падает самооценка и желание взаимодействовать со сверстниками, а как следствие — появляются закрытость, тревожность и страх остаться в одиночестве. В сложных случаях это доходит до боязни социализироваться, появлении мыслей “я не такой, как все”, отказа от посещения школы. Но иногда неприятие в обществе приводит к обратному: подросток, осознавший свою отрешенность от сверстников, старается сделать все, чтобы стать полноценным членом общества: находит компании по интересам и стремится быть в курсе всех трендов. Такой подросток — наоборот — становится более энергичным, инициативным и активным. Можно по-разному преодолевать проблемы в социализации. Как вариант, подростку следует понять, что конфликты и непонимание — неотъемлемая часть социальной жизни, на которую необходимо тратить жизненную энергию. В самом обществе всегда найдутся люди, имеющие сходные интересы, музыкальные предпочтения, увлечения — с такими сверстниками можно найти общий язык быстрее всех. Важно, чтобы подросток чувствовал себя комфортно и безопасно, когда общается со своим окружением; если он постоянно напряжен и раздражен, это тоже не стоит оставлять без внимания. Тем не менее всегда стоит помнить о том, что с проблемой в социализации нельзя оставаться одному: о своих чувствах и нужде в помощи можно рассказывать близким, лучшему другу, учителю или психологу по телефону доверия.»

Я стал искать своих – перешёл в другой класс, пошёл в «Поколение», одно время поставил себе условие: каждый день знакомиться хотя бы с одним новым человеком. Мне казалось, что не может быть, чтобы я такой был один и не нашёл никого похожего. И я был прав: я нашёл и мне стало легче. Но по сути – я нашёл другое общество, а не решил проблему с этим. Думаю, в каждом обществе есть хотя бы несколько человек, с которыми ты ближе, чем с остальными. Можно постараться наладить с ними общение – и тогда уже быть не в одиночестве, что веселее. Если во всём классе есть хотя бы один человек, с которым ты можешь болтать на переменах и сидеть на уроках – то уже не так грустно и плохо.

Но я не знаю, как это сделать. И, судя по тому, что всю первую четверть пытался невероятно открываться своему новому классу и получил сильную боль – опять делаю что-то не так. Правда теперь я не чувствую себя прижатым к бетонной плите – есть, куда и к кому отступать. Я отступаю и снова иду воевать: то с обществом, то с собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *