Коричневые волосы до плеч, уложенные широкими волнами, прямоугольный, четкий овал лица с ярко выраженными скулами, тонкие стрелки. Миролюбивый взгляд смягчает, придает внешности спокойствие. На ней синий вязаный свитер и юбка в пол того же цвета. А шею украшает ожерелье, в которое вплетены синие бусины. Кабинет ее – зеленое пространство, единственный класс с новыми серо-зелеными партами, мятными стенами и жалюзи, с полностью исписанной доской и с идеальным порядком. За стеклянными шкафами книга к книге стоят справочные материалы, даже беспорядок на учительском столе становится незаметным и выглядит как само собой разумеющееся.

Мою героиню зовут Надежда Андреевна Федорчак, она преподает русский язык в школе «Зеркального» уже девять лет. Любовь к русскому языку ей привили в школе, в старших классах у Надежды была учительница, на уроках которой не возникало ощущения того, что та или иная тема сложная, ее отношение к предмету незаметно заставляло заинтересоваться им. Любовь к русскому языку ей прививало читающее окружение: мама, рассказывающая сказки перед сном, и подруга, с которой они ходили в читальные залы. «Где-то в 13-14 лет мне попалась книга в жанре фантастики. Вскоре все бумажные изделия этого жанра не только в моей, но и в библиотеке подруги были изучены мною вдоль и поперек. Я просто хочу, чтобы литература сопровождала меня всю жизнь. Даже саму себя я вижу, как человека с книгой в руках», – рассказывает учительница.

Надежда Андреевна – гуманитарий, математика всегда была для нее сложным предметом. Огромные вариации ответов и комбинаций в точных науках не укладывались в ее голове, но, несмотря на это, русский язык для нее схож с математикой – в чем-то своей логикой, в чем-то точностью. Также в детстве ее путало огромное количество исключений, которые надо было запоминать, обилие терминологии. Освоение всего этого требовало времени. Важным помощником Надежды Андреевны был учебник Бабайцевой по русскому языку. Он помог ей самостоятельно подготовиться к экзамену и сдать его на четыре. К нему она относится невероятно трепетно, что понятно по ее вдохновленному взгляду и аккуратным движениям, когда она держит справочник в руках: «Для меня он связь с детством, моральная поддержка и символ долгой дружбы с языком».

На самом деле Надежда Андреевна не собиралась становиться учителем: «Это просто воля случая. У меня первое образование – библиотечное, поэтому если бы я не приехала в «Зеркальный», я бы посвятила свою жизнь книгам. В лагерь я попала, потому что мой муж на тот момент работал здесь вожатым, поэтому, когда представилась возможность жить и работать здесь, то я переехала и начала преподавать в школе. Когда я поработала какое-то время, то поняла, что эта школа и «Зеркальный» в целом – огромное поле для саморазвития». Цель ее работы – учить ребят, но не заучивать: «Надо создать, с одной стороны, рабочую атмосферу, а с другой, дать почувствовать ребятам свободу. Как человек, который создает урок, я могу сказать, что, если сделаю его интересным, спать на нем не будет никто. «Террор» я не использую, потому что в родных школах его и так хватает».

Как и русский язык, преподавание не далось Надежде Андреевне легко: «Я была не уверена имею ли я право преподавать. Знаю ли я достаточно хорошо предмет? Могу ли я его достойно объяснить?». Она до сих пор боится оказаться не тем, кем является. Как она сама говорит, в психологии это называется синдромом самозванца.

Но несмотря на переживания, она любит работу и вкладывается в нее, поэтому часто в конце дня чувствует, что потратила много эмоциональных и физических ресурсов. Справляться с этим ей помогают ее увлечения – чтение, валяние и верховая езда: «В детстве, когда я первый раз увидела лошадь, поняла, что хочу видеть их как часть своей жизни. Я думаю, это можно назвать любовью с первого взгляда. Позже я узнала, что мой дедушка занимался разведением лошадей. Наверное, любовь к ним передалась мне генетически».

Я говорила с Надеждой Андреевной около часа, я не знаю многого о ее детстве и не могу проникнуть к ней в душу, но точно могу сказать, что учитель – это ее профессия. Она умеет расположить к себе собеседника, может понять учеников, приехавших в «Зеркальный». Надежда Андреевна много рассказывала мне про свои увлечения, а я не могла перестать ее слушать. Я искренне благодарна ей за рассказ о ее жизни.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *