Тени всегда были очень привычны для меня. Увидеть необычное в таком простом явлении я смогла после посещения Музея Теней. В этом арт-пространстве представлены работы в стиле Shadow art, которые открыли для меня много нового и интересного в, казалось бы, самых простых вещах.
«Стиль “искусство теней” или “Shadow art” возник в 60-е –70-е годы прошлого столетия. На данный момент всего 15-20 художников создают работы в этом стиле», — начинает свой рассказ экскурсовод. Некоторые элементы композиций служат для образования тени, другие же просто делают скульптуру более интересной. Конкретно этот Музей Теней был открыт 26 мая 2018 года, в честь 315-летия Санкт-Петербурга, а его создателями стали Юлия Метельская и Роман Гентцельт.
Музей делится на три зала, каждый из которых имеет свою определенную тематику. Например, в первой комнате арт-пространства представлены работы иорданских художников Мейсуна Масалха и Ави Селви, связанные с арабской культурой. Многие композиции сделаны из подручных материалов, таких как губки, зубочистки или фольга. Стоит только навести лампочку на скульптуру, взглянуть на тень, и вот перед зрителями парит в воздухе орел, появляются прекрасный конь и лица влюбленной пары. На одной из стен зала расположена работа, на которой изображены разводные мосты. Скульптура очень похожа на знаменитую картину «Утро в сосновом лесу», но в ее тени можно увидеть ночной Петербург. На создание этой композиции иорданские художники вдохновились после путешествия в Санкт-Петербург. Этот город и стал основной темой следующего зала.
Во второй комнате представлены работы петербургских авторов. В углу находится довольно странный экспонат – груда мусора. Включив свет, вместо этой не очень приятной на первый взгляд скульптуры, можно увидеть тень прекрасного лебедя. Эта композиция выполнена сразу в двух стилях: треш-арте, связанным с включением мусора в арт-объекты, и «Shadow art». «Даже в такой безобразной вещи, как мусор, можно разглядеть что-то прекрасное», – написано в аннотации к работе. Напротив «груды мусора» расположена картина – репродукция известного во всем мире произведения «Черный квадрат» Малевича. Работу перевезли в Америку, а после ей пришлось попутешествовать по многим странам, прежде чем она была куплена Музеем Теней у родственников Малевича за 86 миллионов долларов и отправлена в Санкт-Петербург. Помимо этой работы, во втором зале много «портретов» известных людей, например, Мэрилин Монро и Эйнштейна.
Третий зал, показался мне очень интересным, потому что в нем представлены скульптуры из самых обыденных вещей, таких как коробки, стекла, банки и даже шишки. Несмотря на простоту этих предметов, в их тенях можно увидеть много чего необычного: город с причудливыми домами, героев любимых мультфильмов, таинственные деревья, загадочный лес и многое другое. Одна из композиций запомнилась мне больше остальных. Мне показалось, что на ней изображена девушка в шляпке. После обсуждения этой картины с другими посетителями музея, оказалось, что каждый увидел что-то свое в этой работе. Некоторые посчитали, что это мужчина, играющий на саксофоне, а кто-то решил, что художник изобразил двух волков. Зал позволяет взглянуть на привычные вещи по-новому, увидеть многогранность и уникальность каждой композиции.
Музей Теней понравился мне тем, что он показывает необычность и привлекательность самых обычных вещей. Мне всегда казалось, что в тенях не может быть ничего особенного, они просто отражают какой-то определенный предмет. Тем не менее, многие работы в арт-пространстве показывают красоту, таинственность и неоднозначность теней. Даже на самую простую вещь каждый человек смотрит по-разному — вот с какой мыслью я выходила из музея.