Выставка «Сотворение» проходит в Лютеранской церкви Анненкирхе с 23 июня по 26 ноября 2023 года по адресу Кирочная улица, дом 8. Проект арт-группы «Зерно», рассказывает о семи днях сотворения мира. В рамках выставки представлены пять масштабных экспозиций, вдохновленные библейскими сюжетами.
Я захожу в экспозиционный зал и оказываюсь в полуразрушенных исторических интерьерах кирхи, лютеранского культового сооружения. Глаза привыкают к полумраку и красно-синему освещению. Я слышу умиротворяющую музыку. Поднимая взгляд чуть выше, вижу огромную Землю – светящийся макет планеты у самого потолка, величайшее творение Бога. Как же создавался мир, в котором мы существуем?
Сквозь темный коридор, который начинает подсвечиваться, я отдаляюсь от главной лестницы и попадаю в просторный зал. Он представляет собой Землю, созданную в первые три дня творения. Передо мной атриум церкви: кирпичные стены со следами пожара, колонны, над которыми расположился второй этаж, живописные полотна и алтарь в фиолетовых лучах подсветки. Прямо под деревянным потолком сияет огромный шар, он освещает зал то желтыми лучами солнца, то приглушенным мерцанием луны. Светила, дневное и ночное, были созданы чтобы отделять свет от тьмы, это и отличает их от планет. Проекция Луны раз в несколько минут сменяется Солнцем: так проходят дни, недели, месяцы, годы… Все вокруг не замечают, как быстротечно время, а болтают, расположившись на мягких креслах-мешках.
Из главного зала я выхожу на старинную лестницу, ведущую на второй этаж здания. Внизу лестницы небольшое помещение. Там из белых ватных облаков с потолка тянется гигантская гипсовая рука Бога с картины Микеланджело «Сотворение Адама», символизирующая единение человека с всевышним. Люди поочередно тянутся к ней, кажется, что они надеются обрести ту самую связь.
Поднимаясь, я оказываюсь в экспозиции Эдемского сада, библейского рая. В нем растет Дерево жизни, а человек живет в гармонии с Богом. Лестница вьется вокруг множества цветов и листьев. Я ощущаю спокойствие и уединение Эдема, места процветания земли и всего живого. Вдруг освещение из белого переходит в красное, умиротворение перерастает в тревогу. Цветущие растения сменяются яблоками, запретными алыми плодами Дерева добра и зла. Экспозиция грехопадения изображает изгнание Адама и Евы из Рая. Сквозь турникет в конце лестницы я выхожу на второй этаж, расположившийся вдоль стен главного зала. Здесь мне открывается вид на светила уже сверху. Светящаяся красная надпись с обратной стороны турникета гласит «faith control» в переводе: контроль веры. Вход на лестницу изображает врата в Рай, охраняемые Херувимом, ангелом-стражником. Вдоль центральной стены второго этажа – небольшая каменная пещера с откусанными яблоками.
Эта пещера – гробница и место воскресения Иисуса. Я задумываюсь, ведь многие люди, верующие в Бога, иногда задаются вопросом: «Как попасть в рай?». Они прекрасно знают на него ответ, но совершают все новые и новые грехи. Последняя экспозиция олицетворяет переход от Ветхого завета к Новому.
Второй этаж занимают работы современных христианских художников на тему выставки. Изображение Адама и Еву в виде котов, а запретный плод в виде новогодней елки – интерпретация диджитал-художника Gudim. Работа Екатерины Малышевой «А был ли динозавр?» – коллаж, где с помощью черно-белой фотографии в сочетании с акцентным пиксельным динозавром можно увидеть представления автора о прошлом. Эти картины позволяют посетителю посмотреть на начало Ветхого завета глазами автора и представить Сотворение для себя.
«Десять минут до закрытия», – объявляет экскурсовод, я спускаюсь со второго этажа по главной лестнице церкви и выхожу из нее в мир, созданный творцом.
Сквозь чувства и образы выставка знакомит светского человека с основами религии и простым языком рассказывает о том, как появился мир и какую роль в нем играет человек. Для меня экспозиция показала то, что в каждом дне жизни, как и в каждом дне создания мира, есть смысл, ведь за сутки с нами происходит множество событий, способных нас изменить. Я увидела, как принятые решения влияют на конечный результат, ведь жизнь каждого – его венец творения.