Черно-белые снимки, монохромные фотографии и Петербург. Все эти слова напрямую относятся к творчеству российского фотографа  Сергея Борисовича Свешникова или как его еще называли «Легенда ленинградского фотоандеграунда». В честь его творчества с 1 сентября по 29 октября в РОСФОТО была открыта выставка под одноименным названием «Свешников». На ней показали как и самые популярные снимки мастера, так и работы из личного архива фотографа, которые еще никогда не показывали публике.

За свою жизнь Сергей Борисович Свешников успел стать довольно узнаваемым фотографом, его работы до сих пор находятся в различных музеях Европы.  Заниматься фотографией он начал не сразу, сначала Свешников работал звукотехником на студии ЛГИТиМик, потом увлекался  живописью. И только знакомство с творчеством американского художника-фотографа Энди Уорхола вдохновило его на то, чтобы взять в руки фотоаппарат.

Начало выставки – длинный коридор, на стенах которого висят мрачные снимки Петербурга и самого Сергея Борисовича. Если рассмотреть эти кадры получше, то можно увидеть мелкие рисунки. Они есть и на автопортрете фотографа: мастер держит камеру в руках, а в ее объективе улыбается зеленая клякса. Или на фото темного дворика в весеннее время: замерзшее футбольное поле, унылые панельные дома, и ни одной души  на улицах. Довольно печальная картина, если бы не мелкие, похожие на детские, рисунки людей. Нарисованные человечки ныряют в лужу, качаются на воротах и сидят на деревьях.

Когда коридор заканчивается, посетителя встречает проект «Идентификация». В этой серии запечатлены знаменитые люди 1990-2000 годов. Здесь в объектив Свешникова попали различные художественные объединения, например – «Телевизор», а так же известные исполнители, художники и артисты. Тут можно увидеть портреты музыканта Сергея Курехина – друга фотографа, с которым он познакомился пока работал на студии звукозаписи ЛГИТиМик. За время работы на ней, Сергей Свешников общался  с большим количеством артистов и исполнителей, которые уже позже стали обращаться к нему как к фотографу. На экспозиции можно увидеть, как изначально выглядели обложки для музыкальных пластинок и журналов. В дополнение к проекту представлен альбом, в котором размещена часть фотографий музыкальных сообществ и других знаменитостей. В нем посетитель сможет сам подписать имена артистов в специальной графе. Все фото этой выставки были сделаны в Петербурге, но на них нет ярких и известных мест города, наоборот, все работы черно-белые, сделаны в каких то неизвестных локациях города. На них изображена «другая красота», ее вряд ли увидят туристы на экскурсиях. Серия вызвала у меня чувство, что не все так однозначно и печально, на ней я почувствовала насколько разный и необычный может быть Санкт-Петербург. Я считаю, в этом и вся особенность экспозиции – узнать свой город с разных сторон.

В следующем зале расположен проект «Монрепо» – это пейзажи, снятые на инфракрасную пленку в старинной технике «бромойль». Суть проявления  по этой технологии заключается в том, чтобы с помощью вымачивания в специальном растворе создать изображение похожее на картину. Кадры этой серии проявлены особым способом, поэтому выглядят довольно необычно. Так фото летнего поля с зеленой травой и деревьями, стало зимним пейзажем с заснеженными ветками и белой травой. Стоит только поменять способ обработки снимка, а он уже кажется не тем, чем является. Такие кадры заставили меня задуматься о том, что вещи могут быть далеко не такими, какими кажутся на первый взгляд. Похожий смысл имеет и проект «Энтропия». На нем представлены черно-белые снимки самых обыкновенных вещей: ложки, шпингалета, морской ракушки и других безделушек. Особенность этой экспозиции в том, что она показывает перевоплощение привычного предмета в бесформенную и безграничную пустоту. Например, как растягивается и разрушается обыкновенная пружина. Она тянется все сильнее и сильнее, потом разрывается, а в конце от нее остаются только мелкие частицы. Изучив работы в этом зале, можно подробно рассмотреть как элементы одной вещи образуют совершенно другой предмет. Чтобы понять, о чем именно эта серия надо посмотреть на обыденные предметы с другой стороны, разрушить привычные визуальные образы. Этот проект вызвал во мне смешанные чувства. Я как будто бы смотрела на лего, из которого можно собрать дерево, а потом из этих же деталей возвести дворец.

Стиль Свешникова – это тайна. Все его работы двусмысленны, и что конкретно фотограф имел в виду, остается загадкой. Зато понятен основной посыл: показать, что не все так однозначно. Темные загадочные дворики и закоулки Петербурга, что только кажутся пугающими, по-своему красивы. Обыкновенные предметы, которые все видят каждый день, на самом деле не такие скучные, просто надо по-другому на них взглянуть. Я раньше и не задумывалась о том, что для того чтобы разнообразить свое восприятие, нужно смотреть шире на привычные вещи. Тогда получится каждый раз находить в них что-то новое и открывать для себя все большие тайны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *