Огромный серебристый дирижабль, разноцветные мигающие огоньки на прозрачном воздушном шаре и как будто украденные из заброшенного цирка потертые шатры. Так началась для меня выставка южнокорейской художницы-скульптора Ли Бул «Утопия спасенная», которая проходила в Санкт-Петербургском центральном выставочном зале «Манеж» с 13 ноября по 31 января.

О Ли я услышала благодаря одной ее скандальной работе для выставки в Нью-Йорке. Художница украсила сырую рыбу бусинами, блестками и бижутерией. Тухлый запах стал причиной, по которой экспозицию пришлось закрыть намного раньше, чем планировала сама Ли Бул. Это было «высказыванием» на тему внешней красоты и внутреннего разложения человека, которое не осталось незамеченным. После него от девушки стали ждать новые эксцентричные идеи, и ее творчество начало интересовать все большее количество людей, в том числе меня.

Мне запомнились слова Ли на одном интервью о том, что она росла в послевоенный период, когда в Южной Корее была сложная политическая ситуация. Ее родители были противниками власти, поэтому им постоянно приходилось переезжать с места на место. «Я начала заниматься искусством в попытке понять связь между социальными проблемами и эмоциональным воздействием, которое они произвели на меня, когда я была ребенком», — поделилась Ли Бул. Несмотря на все трудности, она научилась находить красоту в вещах, которые раньше ее пугали. Поэтому через серии инсталляций «Желание быть уязвимым», «Через отрицание II» и «Город солнца II», которые были представлены на выставке, Ли захотела показать утопические и антиутопические стороны нашего мира.

Дирижабль, о котором шла речь в начале, сделан из пластика и фольги. Он открывает серию инсталляций «Желание быть уязвимым». Эта конструкция была создана в знак памяти падения немецкого дирижабля «Гинденбург» в 1937 году. С помощью нее Ли Бул «провела разговор» с гостями выставки об утопической мечте технического прорыва Германии, которой не удалось сбыться. Художница собрала эту серию из нескольких экспонатов, которыми, помимо дирижабля, стали воздушные шары с огоньками, а еще навесы и шатры из разноцветных тканей. Они стали символом мечтаний о прекрасном будущем и напоминанием об утраченных надеждах.

Следящая инсталляция «Город солнца II» тоже связана с мечтами Ли. «Город» для нее — фантазия на тему идеального жилища будущего, где граждане живут в одинаково прекрасных условиях и имеют равные права. В «городе» на черном полу мигали лампочки. Ли Бул рассказала, что она вдохновилась видом ночного Токио, пролетая его на самолете. На стенах выставочного зала были развешаны рисунки, сделанные с помощью туши, гуаши и акварели. Многие из них были набросками инсталляций «Утопии спасенной». Там же стояли макеты, выполненные из пластмассы. Один из них – небольшая инсталляция, еще один символ антиутопии – «Мое великое повествование», на которой показывалось сплетение жестких геометрических фигур белого цвета с бесформенной массой, облитой розовой краской. Этот экспонат больше остальных связан с жизнью художницы. Он показал ее борьбу с такими страхами, как угнетение и несправедливость. Чувство полной беззащитности и беспомощности легло в основу многих работ Ли. «Мое великое повествование» помогло мне лучше понять Ли Бул. И, хотя выставка была пройдена не до конца, у меня уже складывалось ощущение, будто теперь я с ней знакома.

Прогуливаясь по залу, я заметила, что у одной инсталляции образовалась длинная очередь. Люди стояли у лабиринта «Через отрицание II», собранного из осколков зеркал. В лабиринте было легко заблудиться, если запаниковать. Этой инсталляцией автор показала, что иногда именно через страх человек может найти выход из трудной ситуации.

На протяжении последних 10-15 лет художница часто вдохновлялась российским искусством. Именно поэтому на выставку, организованную Манежем, Ли Бул обратилась к нашему авангарду, который выражался в растерянности перед общественными катастрофами и старался найти новые способы воздействия на реальную жизнь. Отдельная часть выставочного зала полностью отводится произведениям русских авангардистов. Здесь представлена графика архитектора Ивана Леонидова из серии «Город солнца», «Дирижабль» Василия Купцова, рисунок Казимира Малевича «Смерть человека одновременно на аэроплане и железной дороге» и других. Во всех этих работах Ли Бул находила идеи для своих инсталляций, которые есть на этой выставке.

Посмотрев работы авангардистов, я еще несколько раз обошла все залы. Было необычно побывать в мире, который видит Бул. Взглянуть на ее инсталляции, выглядящие как утопические фантазии на тему городов будущего и побывать в лабиринте, способный вызвать панику. Название выставки – «Утопия спасенная», ироническое. Ли Бул хотела донести до нас, что, увлекаясь фантазиями об идеальным мире, важно помнить о реальном, порой антиутопическом.

One Reply to “До ночного Токио и обратно”

  1. Великолепный слог! Красиво написано!
    Очень интересная и познавательная статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *