Кунсткамера Петра, Эрмитаж Екатерины, Галерея Третьякова. Знаменитые коллекции, знаменитые коллекционеры. А слышали ли вы о Денисе Химиляйне и Сергее Лимонове? Это довольно крупные коллекционеры Петербурга, которые собирают произведения современного искусства. Основываясь на этих собраниях, арт-галерея «Anna Nova» организовала выставку «Вещи». Как говорят сами организаторы, это — размышление «о феномене коллекционирования». Зачем коллекционировать? Почему выставка об искусстве называется «Вещи»? Что коллекционируют сейчас? Ответить на эти вопросы помогут три этажа выставки, которые можно было осмотреть с 8 декабря по 6 февраля.

Надев маску, я направился к арт-галерее. По названию экспозиции не сразу понятно, что именно на ней будет. Под обобщенным названием «Вещи», как выяснилось позже, здесь можно увидеть и портреты вельмож XVIII века с головами птиц, и заштукатуренное полотно с обрывками каких-то букв и нот, и советскую гармонь. О том, как организована выставка, рассказал её куратор, Алексей Масляев: «Я попросил коллекционеров выбрать друг у друга произведения, которые они хотели бы видеть в своих собственных собраниях. Поэтому на втором этаже размещаются выбранные Лимоновым произведения из «вещей» Химиляйне, на третьем – выбранные Химиляйне работы из коллекции Лимонова».

Но пока я еще только на первом этаже, который состоит из двух комнат. Открывает выставку картина Александра Цикарившили «Коллекционер». По своей форме это классический парадный портрет, почти во весь рост, только создан он из красок и земли. К холсту пришит кусок настоящего пиджака, вместо носа — комок почвы. Обычно в таких портретах задний план многое рассказывает об изображенном на картине. Здесь же фигура выделяется на сером с цветными пятнами фоне — сказать, что позади коллекционера, едва ли возможно. «Для первого этажа работы подбирались так, чтобы показать, как может традиция сливаться с современностью», — говорит Ева Андрейчик, ведущая нашей арт-медиации. В отличие от обычного экскурсовода, медиатор обсуждает впечатления от экспонатов, делится своими мыслями. Получается, что зритель не просто получает сухую информацию, а рефлексирует, открывает для себя новые смыслы в увиденном. Так, после «Коллекционера» мы рассмотрели старого, потрепанного леопарда из красного бархата – работу Фархада Фазалиева, и брус из IKEA с резной ножкой шкафа на конце – творение Натальи Зинцовой. В процессе обсуждения оказалось, что на простых примерах действительно можно показать преемственность искусства, достаточно в старые формы поместить новое наполнение, современный контекст. Например, как в произведении Анастасии Цайдер: нескольких снимках, на которых изображены фотоаппараты XX века. Медиатор рассказывает, что уникальность этой работы в том, что все снимки полностью выцветут через несколько лет. Несмотря на это, работа Анастасии стоит 10 000 евро. Остальные работы первого этажа тоже продаются — в отличие от остальной части выставки. Надеюсь, она сделает мне все это чуть понятнее.

Поднявшись, мы идем по коридору, ведущему к выставочному залу. Сначала кажется, что в этом небольшом помещении собраны совершенно не связанные вещи: перед входом стоят столы, сделанные из металлических прутьев, вся левая часть уставлена в шахматном порядке камнями в виде человеческих голов, справа, на фоне всего остального зала, выделяется своим уличным стилем работа Андрея Сяйлева «Внутренний сбой». Это плитка, на которой повторяется один и тот же росчерк. Его изображения наслаиваются друг на друга, как сообщения об ошибке в Windows 7. Экспонат похож на стрит-арт, выпадая из ряда остальных вещей, более «домашних». При этом зал напоминает съемочную площадку, по которой разбросаны декорации для разных фильмов: вроде есть какой-то порядок, но всё равно ничего не понятно. Футболка с надписью «Игнорируйте этот текст, продолжайте покупки», полоски разных цветов, прилепленные на стену — все смешалось. Знакомство со вкусами Лимонова прерывает медиатор — надо продолжать просмотр.

Теперь осталось ознакомиться с выбором Химиляйне. Зал третьего этажа тоже состоит из двух помещений. В отличие от второго, здесь появилось больше картин. Многие из них созданы творческим объединением «Север-7»: «Двое» Леонида Цхэ, «Деревянная шкура» Нестора Энгельке, «Тц№10» Павла Отдельнова. В правом углу зала расположилась объемная композиция: пластмассовый крокодил, вросший в холм, на котором стоят солдатики-шахтеры, явно исследующие местность. Это произведение не выбивается своей необычностью. Этому подтверждение картина Федора Хиросегэ «Перед рассветом». На холсте с помощью крови, воска и настоящих волос изображена Европа в виде герцогини, развалившейся на кресле. Одновременно ужасно и притягательно, такие работы приковывают взгляд. Так можно сказать и обо всей выставке, она завораживает и отталкивает от себя некоторой дикостью экспонатов.

Как каждый художник привязывается к своему произведению, так и я почему-то привязался к выставке, пускай и не я ее создал. Интересно: выставку, на которой показываются произведения искусства, называют просто «Вещи». Наверное, для коллекционера работы авторов становятся настолько привычными, что ценность, высота искусства для них снижаются. Но в тоже время коллекция нужна ему, иначе зачем он ее пополняет. Значит, собрания работ все-таки имеют более глубокий смысл. Я вспоминаю, как мне не был понятен выбор работ второго этажа. В этом и кроется ответ. Коллекция имеет смысл только тогда, когда есть личность коллекционера, ведь именно он создал ее, «настроил» под себя. Коллекционер объединяет вещи, которые для него обретают значение, когда они вместе. Только вещи в отличие от человека обычно имеют больший «срок годности». Получается коллекция — вечный многогранный портрет коллекционера, его отражение, состоящее из камней, красного леопарда и крокодила с солдатиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *