Смотрю на фотографию: девушка стоит в необычной одежде. Первым мне бросилась в глаза жилетка: черно-белые полоски, а посередине есть одна деталь, которая забирает на себя все внимание. Это пришитая голова плюшевого медведя. Обувь сделана под эту же стилистику: мягкие пушистые кроссовки с маленьким игрушечным медведем вместо язычков. Это одна из многих коллекций современных кастомайзеров, объединенных под названием Manicure Vampire. Молодые дизайнеры переделывают старые вещи из секонд-хендов и продают уже что-то совершенно новое.
Кастомизация – это внесение изменений в одежду, добавление оригинальных деталей и способ самовыражения людей. Сейчас под декорирование попадают все вещи , начиная от футболок и заканчивая зимними пуховиками. Этот вид деятельности зародился в конце 70-х годов. Тогда молодежь, в частности хип-хоперы, начали разрисовывать джинсовые куртки. На ткани появлялись разные символы, знаки, цитаты или просто узоры, характерные для этой культуры. Сначала люди считали такой дизайн подходящим не для всех. Но окружающие стали привыкать к таким необычным вещам и заинтересовались. Новые поколения все больше и больше экспериментировали со своей одеждой. Сейчас многие занимаются кастомизацией вещей как хобби. Часто в метро я вижу у подростков красиво расписанные джинсы или кроссовки. Этот вид деятельности помогает им выразиться и выделиться из толпы. Для некоторых кастомизация стала не просто хобби, но и основной деятельностью в жизни.
Выражать свой внутренний мир на вещах и продавать их стало востребовано. Например, Дэн Гаманш основал компанию «Мэш» по кастому кроссовок. Сначала он не планировал зарабатывать на этом. Его интересовала только любовь к искусству. Долго время он за копейки украшал обувь на улицах Нью-Йорка. Через некоторое время Дэн решил отправить перекрашенные кроссовки известному певцу Ферреллу Уильямсу. Полученная пара обуви сильно понравились исполнителю, и он пообещал рассказать о Дэне в своем блоге. Так, разные знаменитости стали заказывать у него кроссовки с необычным дизайном. Но развиваться в этом направлении бывает сложно, и обстоятельства могут сложиться не так, как у Дэна.
Сейчас кастомайзинг условно разделяют на три вида. Первый заключается в переделывании старой одежды. Я замечаю, что мои ровесники добавляют новые детали в изношенные джинсы или футболки: разноцветные звезды, абстрактные рисунки или цитаты. В отличие от первого, второй вид основывается на переделке недавно купленных вещей, чтобы те отличались от ряда себе подобных. Я часто делаю так, когда понравившаяся мне вещь есть у многих. Последний вид – самый современный. Сейчас появляются разные сайты, где покупатель сам выбирает материал, цвета, узоры, рисунки, а производитель выполняет все пожелания. Так, человек вносит свои оригинальные идеи в создание одежды и получает готовый результат. Например, Nike и Adidas ввели такую функцию на онлайн-платформах.
В современном мире распространять свой креативный и творческий бизнес можно в интернете. Большинство начинающих кастомайзеров без профессиональных знаний выставляют объявления в интернет-магазинах и даже принимают заказы. Другие же предпочитают развиваться через сайты. Для этого в 2021 году была создан сайт ITMU. Это система в сфере росписи одежды, направленная на популяризацию кастом направления в СНГ. На странице представлен список кастомайзеров, их работы и специализация. Кто-то меняет вещи с помощью вышивок и бисера, другой развивает в своих работах стиль панк-рока и рок-н-ролла.
Часто на одежде появляются знакомые герои из мультфильмов или игр, например Микки Маус, Человек-Паук или Винни-Пух. Если использовать чужие логотипы и образы, то это считается нарушением авторских прав. Также их созданием нужно защитить от плагиата свой бренд. Когда я вижу что-то необычное, то, что выделяет людей из толпы, сразу поднимается настроение. Нестандартные вещи сразу запоминаются. Кривые линии, неверные пропорции и сочетания цветов здесь не важны. Качество идей и их воплощение зависит от чувств человека, эмоций и умение показать их через художественные образы.