В Белоколонном зале Аничкова дворца состоялась управленческая гостиная по теме: «Сетевое и межведомственное взаимодействие: точки пересечения интересов». Ведущим экспертом-спикером выступил Дмитрий Николаевич Жадаев — заместитель директора по научно-методической работе ФГБУК ВЦХТ. На встрече поднимались темы из разных областей: «Взаимодействие с вузами: поиск новых образовательных форматов», «Один в поле не воин, или Практика управления сетевыми проектами», «Проектный кластер как точка пересечения интересов» и другие.
Мероприятие началось с речи Дмитрия Николаевича Жадаева о развитии дополнительного образования: что можно сделать для этого и какой именно подход лучше подобрать. Выбор пал на сетевую форму реализации образовательных программ. Как говорилось на слайде, это организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций. Спикер освещал разные стороны вопроса: какие ресурсы могут понадобиться, кто является участником таких программ и какие модели реализации возможны. Об одной из них, кластерной модели, подробнее в своем выступлении рассказала Анна Александровна Котова.
Монолог эксперта начался с разговора о проектной деятельности детей разных возрастов. Актуальность вопроса была обусловлена научно-техническим прогрессом, но несмотря на развитие в этой сфере, некоторые сложности остаются. Одна из них – низкая мотивация детей. По словам Анны Александровны, опрос показал, что для 67 процентов из них проектная деятельность представляется сложной и не всегда понятной. Кроме того, эксперт поделился мыслью, что проблема заключается в неготовности, а иногда неумении педагогов руководить проектами.
После Анна Александровна перешла к особенностям, связанным с этой деятельностью в творческой сфере. Эксперт выделила два тезиса: необходимость развития инженерного мышления и важность увидеть науку из «первых рук». На вопрос, как сделать это в процессе обучения, Анна Александрова ответила: «Возникла идея создать систему, которая связывает развитие инженерного мышления и все наши учебные программы, учитывая кластерный подход под условным названием «Путевка в мир высоких технологий». Анна Александровна пояснила, что под кластером понимается объединение нескольких элементов, представляющих одно лицо. Участниками проектной деятельности могут являться учащиеся, педагоги, администрация, родители и социальные партнеры.
Акцент в своем выступлении Анна Александровна сделала именно на роли административного управления. В задачах специалист выделила несколько пунктов: расширить круг заинтересованных партнеров, чтобы у участников была возможность выбрать эксперта для работы, и дать детям понять, где их умения могут пригодиться в будущем. Далее Анна Александровна привела пример, в котором рассмотрела предлагаемый ход работы. Для дошкольников и младших школьников для выполнения проектов требуется активное участие педагогов. Проекты должны быть непродолжительными, задачи рекомендуется выполнять мелкими шагами, форма реализации – игровая, а результат – осязаем. На этом этапе экспертами могут выступать как старшие школьники, так родители и педагоги. А при разговоре о проектах для средней и старшей школы, Анна Александровна обращает внимание уже на повышение квалификации педагогов. Эксперт говорит: «Надо быть интересными детям, нужно осваивать новые технологии и виды деятельности». В качестве примера кластерного подхода она привела объединение среднеобразовательных школ. Анна Александровна отметила, что опыт учителя, который рекомендует для дальнейшей проектной деятельности дополнительное образование, дает наивысший результат для успешности детей.
В заключение Анна Александровна говорила о том, как важно создать единую образовательную систему. Ведь действительно, только работая сообща, можнодостигнуть системного эффекта и обеспечить профессиональное развитие научно-технического творчества детей и молодежи.