До сих пор помню заставку «Топ-модели по-американски», ведущую этого шоу Тайру Бэнкс, мои нелепые попытки пародировать ее подиумную походку, подпевать «Who wanna be on top?» перед экраном телевизора. Теперь, уже перед смартфоном, как и большинство моего поколения, смотрю на фотографии моделей и показы в «Инстаграме». Мне было 10. Стало 16. Восторг тот же. Хочется попробовать и себя в роли модели – тем более, это сейчас запредельно модно.
Я всегда думала, что быть моделью – идеальная работа. В этот бизнес может пойти почти любая, нужна только красота и умение правильно позировать. В общем-то, самое важное – «попасть» в один из разнообразных типажей лица,. «Classic look» — это правильные черты лица, которые способствуют воплощению любого образа и задумки стилиста. Такую внешность часто называют скучноватой из-за ее идеальности, но зато она подходит под любую съемку или показ. Типажом «baby face» обладают девушки, чьи лица создают вечно юный и невинный образ ребенка, а «strong face», напротив, привлекателен резкостью и яркостью черт. Самый редкий и ценный для модельных скаутов «вид» модели это «strange face»: асимметрия лица, щербинка между зубов, неестественно широко посаженные глаза или необычная пигментация кожи.
К такому типажу, например, относится русская модель Дима с андрогинной, сочетающей в себе мужские и женские черты, внешностью и от природы очень светлой кожей и волосами. Девушка сотрудничала с агентствами из Китая, Японии, Италии и Франции. Ее путь начался в юном возрасте, когда она хотела при помощи модельного дела обрести уверенность в себе: «Мне в «личку» «Вконтакте» написал один фотограф и предложил съемку без макияжа. Мне стало интересно попробовать, хотя до этого даже простые «селфи» делать ненавидела: считала себя ужасно некрасивой. Я подумала, что первый человек, которому я понравилась бы внешне без мейкапа, поможет мне справиться с комплексами. Тот фотограф, кстати, переслал мои снимки разным агентствам. Через какое-то время меня позвали на кастинг в одно из них и, в конечном итоге, взяли туда».
Другой причиной, помимо борьбы с комплексами, становится заработок. Агентство сразу начало отправлять новую модель за границу работать. Дима как-то заработала 150 тысяч за одну съемку в Китае, а в общей сложности за один месяц там, несмотря на то, что девушка мало работала из-за болезни, она получила более полумиллиона рублей. Но, как она сама говорит, для моделинга в Китае эта сумма небольшая. К примеру, одна ее знакомая модель за три месяца ежедневной работы там уехала домой с 4 миллионами рублей.
Наиболее распространенным типом съемок у моделей является full-time job, именно по нему в ту поездку работала Дима. Он занимает полный рабочий день, около 6-8 часов, и за него устанавливают почасовую оплату. У Димы самой большой такой суммой стали 25 тысяч рублей. Туда входят и съемки для каталогов в журналах, и для интернет-магазина бренда, и для рекламных видеороликов.
Иногда фотосессии длятся гораздо меньше, пару часов. Одними из таких съемок чаще всего является кампейны, самые высокооплачиваемые. Это то, что мы видим на рекламных щитах и витринах магазина бренда. А вот за участие в показе даже самых известных марок платят немного. Дима, пройдясь в Париже по подиуму бренда Vetements, получила 500 евро. В том же городе она снялась для “ReEdition Magazine” с Харли Вайр, одной из самых знаменитых фотографов мира. Ту фотосессию она считает лучшей за всю свою карьеру в первую очередь из-за внимательного и понимающего отношения к модели.
В России же на съемках, как рассказала Дима, такого нет: «Мне предложили восьмичасовую работу у одного московского бренда за 6 тысяч. Это того не стоит, но на тот момент деньги были очень нужны. На съемке пришлось стоять босиком на бетонном полу в течение большей части фотосессии, потому что заказчики экономили на обогреве. Но пришлось терпеть». Бывало, что Диму вообще оставляли без съемок. Ей пришлось пару недель сидеть без работы в Корее, где ее внешность «не продается»; затем девушку послали домой.
Недавно у Димы появилась новая проблема — с кожей. Модельная сфера, в том числе представители агентства, тут же начали давить на нее, потому что людей с неидеальным внешним видом осуждать в этой индустрии просто принято. Комплексы, которые есть у нее и многих подростков, ищущих в этой работе лекарство от низкой самооценки, только увеличились. Мнения сыпались со всех сторон: ты сама себя загубила, какому клиенту ты такая нужна, да тебя запросто более молодые и красивые девочки заменят. И правда — девушки приходят в модельный бизнес за заработком, уверенностью и одобрением, а покидают обычно только с первым, да и то, если повезет.