Осенний парк столицы Франции. Деревья пока еще не обрели желто-оранжевый оттенок, но листья уже начали осыпаться. По дорожке идет милая пара, знакомая друг с другом еще со школьных времен. Поначалу кажется, что это просто прогулка двух друзей. Девушка чувствует себя счастливой, находясь рядом с молодым человеком. Но потом она начинает понимать, что это не просто приятельская встреча, а уже нечто большее. Париж – один из самых романтичных городов. Именно его выбирает небезызвестный Вуди Аллен, чтобы снять в нем свою новую кинокартину. По заявлению режиссера, «Великая ирония» – 50-ый и заключительный его проект.
Вуди Аллен знаменит такими фильмами, как «Загадочное убийство на Манхэттэне» и «Дождливый день в Нью-Йорке». При их просмотре всегда замечаешь, как реалистично передана обстановка того или иного места. Интересно, что «Великая ирония» его единственный фильм, который снят на французском языке и с французскими актерами. В главных ролях – Фанни Фурнье (Лу де Лааж), Жан Фурнье (Мельвиль Пупо) и Ален (Нильс Шнайдер). Оператором выступил Витторио Стораро.
Фильм повествует о девушке Фанни, которая несчастлива в браке с бизнесменом Жаном Фурнье. Одним осенним утром, по пути на работу, она случайно встречает бывшего одноклассника Алена, который влюблен в нее еще со школы. Оказывается, что он решает приехать в Париж, чтобы написать книгу. У пары завязывается тайный роман. Начиная с этого дня, душе Фанни неспокойно. Она любит своего мужа, но по-настоящему счастлива именно с Аленом. И вот однажды Жан понимает, что у ее жены есть любовник. Именно с этого момента развивается динамика фильма.
Больше всего в кинокартине мне нравится цветовая палитра. Пейзаж осеннего города сменяется видами двух жилых помещений. Дом богача снят в холодных тонах, а жилище писателя, наоборот, показано теплым и солнечным. Девушка спокойна и расслаблена в квартире любовника. Она в восторге от увлечения Алена писательством, а хобби Жана — сбор большого макета железной дороги и охота, ей кажутся скучными. Саундтреки фильма хорошо вписываются в общий колорит Парижа и в это романтичное время года. Музыка в фильме легкая, ненавязчивая и полностью соответствует атмосфере «Великой иронии».
В кинокартине поднимаются темы любовного треугольника и абъюзивных отношений. Жан всеми силами старается привязать к себе Фанни. Как говорит сама Фурнье: «Я чувствую себя трофейной женой». Несмотря на то, что муж твердит про любовь к ней, она понимает, что ему нравится только ее внешность, а до более глубоких чувств ему нет дела. Помимо этого, в фильме раскрывается тема маниакальной любви, другими словами зависимой. Но главная тема заложена в названии. Это ирония. Ирония случайности. Как она может изменить жизнь на 180 градусов? Сначала кажется, что прогулки со старым приятелем оказываются подарком судьбы. Но потом к героям приходит осознание. Встреча, на первый взгляд радостная, приносит одни несчастья. Судьба будто бы посмеивается над действиями и недальновидностью героев. Халатные поступки в итоге и губят персонажей.
Своим проектом режиссер предлагает подумать над тем, существует ли случайность на самом деле. Неожиданная встреча на улице – это дар небес, как кажется наивному Алену, или все-таки проклятье?