Мэрилин Монро была секс-символом пятидесятых. В основном в ней видели лишь глупую блондинку, способную лишь красиво петь и быть привлекательной. Никто не задумывался о том, что за этим псевдонимом скрывалась Норма Джин – образованная, глубоко травмированная девушка, которая безуспешно пыталась отойти от образа глупой красотки.
Фильм «Блондинка» (2022) Эндрю Доминика основан на одноименной книге Джойс Кэрол Оутс, которая имеет довольно вольную трактовку жизни Мэрилин Монро, так что байопиком (биографической картиной) его назвать нельзя. «Блондинку» скорее можно отнести к таким жанрам, как триллер, драма и артхаус. События ленты происходят сумбурно, нам показывают лишь основные моменты жизни Нормы и Мэрилин. Сам путь становления остается за кадром.
Лента затрагивает большую часть жизненного пути Монро и Джин, погружая в атмосферу полной безнадежности, которая преследовала ее с самого детства (маленькую Норму собственная мать обвиняла в том, что из-за нее их бросил отец). Режиссер показывает героиню незрелой, инфантильной и из-за этого пустой; она просто является жертвой обстоятельств, неким «вечным ребенком», видящем в каждом мужчине своего «Daddy». За три часа хронометража это утомляет.
Зато операторская работа и монтаж сильно выделяются на фоне большинства современных фильмов. Многие сцены снимали строго по историческим фотографиям Монро. Из-за такого нестандартного подхода к съемке и разницы в стилях самих фотографий многие сцены фильма выглядят, как картины экспрессионистов, состоят лишь из обрывков кадров и звуков. Зрителю дают ровно столько информации о сцене, сколько ему нужно для понимания того, что вообще происходит. И это выглядит стильно, иногда даже слишком. В этом фильме визуальная часть развита очень хорошо и является полноценным рассказчиком, сильно влияющим на восприятие фильма. Оператор, Чейзи Ирвин, с помощью визуального языка умело рассказывает о состоянии главной героини, показывает, что она чувствует и ощущает.
Говоря о «Блондинке», нельзя не сказать об игре Аны де Армас – актрисы, играющей главную роль. Она выдала потрясающий и крадущий все внимание перформанс, идеально передав и интонации, и манеры Монро. И, по моему мнению, явно заработала номинацию на «Оскар». Также хочется отметить Эдриана Броуди, который сыграл драматурга и мужа Нормы Джин. Актер отлично справился со своей задачей, на его игру было приятно смотреть, а образ героя, искренне любящего не «глупую красотку» Мэрилин Монро, а начитанную и умную Норму Джин, вызывает только приятные эмоции.
Я считаю, что если не воспринимать эту кинокартину, как экранизацию жизни Монро, то, за исключением операторской работы и актерской игры, фильм получился довольно нудным и затянутым. Но, что самое важное, он не показывает ничего нового ни о жизни Мэрилин Монро, ни о жизни Нормы Джин. Хотя, если воспринимать этот фильм как психологический артхаусный триллер о том, как потерять себя и все, что тебе дорого, то это достаточно интересный и уникальный фильм, отлично передающий атмосферу одиночества, страха, бессилия и бесчисленных попыток найти себя.