Узкая тюремная камера, маленькое окошко, железная кровать. На разложенной простыне нарисован портрет человека. Примерно так выглядела камера художника Андрея Митенева. Он провел два с половиной года в тюрьме, и это заключение сильно повлияло на его мировоззрение. Там он создал около 300 картин, которые разделил на четыре графические серии. С помощью искусства он хотел показать значимость свободы и передать свои эмоции во время нахождения в СИЗО. Свои работы он разместил в музее современного искусства «Артмуза», где с 7 сентября по 7 октября 2022 года проходила его выставка «Бог есть любовь?».
Поднявшись на четвертый этаж, я увидела небольшой зал в форме буквы «Г». Первая серия работ, которую я увидела при входе, называется «Just в Аду». Они представляют собой фиолетовые наброски, выполненные в холодных тонах. Лежащий человек, на котором сидит кошка, две пары рук, хаотично сцепленных наручниками — все это образы, через которые автор передает свой шок и непонимание в течение судебного процесса и в начале заключения. В глаза бросались яркие красные надписи: «Не прислоняться» и «Особый контроль», написанные на работах либо на заднем плане, либо наоборот очень крупно и в центре.
На противоположной стене располагалась вторая серия картин — портреты заключенных. Каждый сопровождался высказыванием о том, что такое «свобода». Для меня это самая тяжелая часть выставки, так как их объяснения довольно точные, отчего становится мрачно. Мне больше всего запомнилось мнение арестанта Кирилла Петрова: «Свобода — это мнимое ощущение хоть какого-то контроля над своей жизнью и возможность выбора. будучи заточенным в пределах целой планеты». Я считаю, что цитата максимально точно отражает все те изменения, которые происходят в сознании заключенного человека.
В небольшом ответвлении от центра зала находилась третья серия работ – прошедшие цензуру письма с картинками, которые художник отправлял родным и друзьям. Они представляют собой коллажи и рисунки с небольшими вставками цитат из писем. При их создании Андрей Митенев использовал и вырезки из журналов, и цветные карандаши, и краски, в общем, все что можно найти в тюрьме. Фоном послужили настоящие тюремные бланки.
И, наконец, за поворотом, четвертый цикл – большие работы на тюремных простынях – материале, традиционно заменяющем холст. На них художник уже в колонии рисовал свои «Сны». Эта серия вызывала наибольший интерес у зрителей. Меня поразило, что некоторые работы располагались на потолке. За счет этого происходило полное погружение в творчество, так как они были со всех сторон. На одной из картин изображена очередь из людей, где женщины представлены в виде желтых силуэтов, а мужчины – красных. На спине и на лопатках у них расположены глаза. А стоят они в очереди за тем, чтобы посмотреть на огромного змея. Мне кажется, что это самая яркая, сюрреалистичная серия, в которой изображены страхи и надежды автора, вера в скорейший выход на свободу.
Когда я вышла с выставки, у меня перед глазами еще долго стояли портреты заключенных с потухшими глазами. В душе остался неприятный осадок, но это состояние лишний раз подчеркивало, что художник достиг поставленной цели – в полной мере передать свои эмоции и чувства.